Он на самом деле любит Россию. Искренне. Просто потому, что это - родина. И потому, видя все её проблемы - отсутствие нормальных концертных залов, безработицу среди коллег, засилье низкопробных передач на ТВ, он не может молчать. А ещё он делает всё, чтобы как можно больше молодых музыкантов вернулось назад, в Россию.
Остался через «не могу»
- Большинство ваших ровесников-музыкантов уезжали на Запад в те времена, когда в России классической музыкой (как, впрочем, и любым серьёзным искусством) прокормиться было тяжело. Сейчас ситуация пусть медленно, но улучшается. Так почему бы им не только сюда на фестивали и гастроли приезжать, а перебраться насовсем?
- О! Не так всё просто! 90-е годы были действительно ужасным временем. Полная неразбериха, будущее - пропасть, из которой непонятно как выбираться…
Меня сегодня иногда упрекают: «Что же ты им так помогаешь? Они тогда, в тяжёлые годы, страну чуть ли не предали, а теперь въезжают на белом коне на всё готовое». Да никого они не предавали! У них действительно не было возможности жить, учиться, работать здесь. Признаюсь честно: я сам в те годы остался в России через «не могу». Во-первых, я отношусь к тому типу людей, которые любят спать в своей постели. Другое дело, что сейчас это не получается вообще - приезжаю домой только для того, чтобы сменить рубашку и улететь на следующие гастроли. Но всё равно мой дом - Россия.
- Представим, что вам предложили разработать программу возвращения молодых талантов. Опыт-то есть - вашему фестивалю «Крещендо», посвящённому как раз этой теме, уже четыре года. Какие пункты вы бы в неё включили?
- Это была бы очень полезная штука. Но, прежде чем заняться возвращением уехавших, надо разобраться с тем, что мы имеем здесь, в России. Загляните в простые музыкальные школы, и вы поймёте, что ситуация там не очень хорошая. Учить новое поколение некому. Наши педагоги сейчас активно уезжают в Китай. Это основной бизнес для них - преподавание в частных китайских музыкальных школах. А как им не уезжать, если зарплата педагога в Центральной музыкальной школе - одной из самых лучших и самых знаменитых в мире - до недавнего времени составляла 2,5 тыс. рублей?! Это не беда даже - это позор!
Второе - строительство концертных залов. У нас сегодня на всю Россию три зала, в которых можно дать концерт мирового уровня. Остальное - старые дома культуры.
И третье: каждый год из Московской, Санкт-Петербургской консерваторий выходят сотни выпускников, среди которых тоже есть яркие личности. Но, отучившись, они оказываются у разбитого корыта. Кто-то идёт играть в ресторан, кто-то - в подземный переход. А большинство завязывает с этой профессией, хотя положили на неё лет 20 своей жизни.
Вообще же беда нашей профессии в том, что в ней не существует точного рецепта достижения успеха.
- Зато наверняка существует цена, которую за этот успех надо заплатить…
- В моём случае очень помогла бабушка. Продав квартиру, она дала мне 20 тысяч долларов, чтобы в первое время я смог снимать жильё в Москве. Потом родители бросили всё в своём родном Иркутске, а они были там отнюдь не последними людьми! На папе, к примеру, держалась вся музыкальная жизнь города. Но они ради моей карьеры переехали в Москву, в однокомнатную квартиру, где соседом у нас был алкоголик. Я занимался на пианино «Тюмень»! Когда японцы после моей победы на Конкурсе Чайковского приехали снимать обо мне фильм и увидели, на чём я занимался, они решили, что я их обманываю: на таком допотопном инструменте, по их мнению, подобных успехов добиться просто невозможно!
Так что никакая я не «Золушка с Байкала» - клеймо, которое мне пытаются приклеить некоторые журналисты.
Демократия для зомби
- Если серьёзные музыканты у нас невостребованы, значит, государство не заинтересовано в воспитании слушателей. Пройдёт ещё несколько лет - и в стране будет жить поколение с глухой душой?
- Российская публика - она особенная. Чтобы её завоевать, надо очень стараться. Каждый раз её приходится убеждать - пóтом, кровью, доказывать - приходите на следующий концерт, не пожалеете, я именно тот музыкант, который вам нужен. К тому успеху, который у меня сегодня есть в России, я шёл 10-15 лет. Объездил с концертами почти все крупные российские города - да не по одному разу, выступал чуть ли не забесплатно.
Но государство в принципе не может тащить такую махину, как классическая музыка, нам нужна поддержка меценатов. Серьёзное искусство - это огромные деньги! А вот что государству вполне по силам, так это изменить ситуацию, которая сейчас сложилась в СМИ. Потому что, если мы и дальше будем травить и зомбировать народ этими бесчисленными «фабриками», сериалами и прочим, тогда с новым поколением случится настоящая беда. Да, у нас есть канал «Культура», сохранились какие-то серьёзные издания, но это - капля! У людей должен быть выбор: что смотреть. Когда я включаю телевизор, у меня возникает чёткое ощущение, что нас специально держат в страхе, показывая эту кровь, убийства. В стране, между прочим, и много хорошего происходит. Только нам почему-то говорят: про хорошее не будут смотреть. Рейтинга нет! Нельзя на всех каналах показывать одно и то же: «За стеклом», «Под стеклом», «В туалете». А если сериал, то непременно тут убили, там замочили, здесь изнасиловали… И самое опасное - что в эту зомбированную толпу вовлекается всё больше и больше людей. А ведь ещё Лихачёв говорил о том, что культурой, историей нашей должны быть пропитаны все: от бомжа до президента. Я порой думаю: если сто человек громко скажут в интервью об этой проблеме, может, кто-нибудь нас наконец услышит?
- Вам частенько пеняют за ваше участие во всевозможных правительственных концертах. Мол, слишком близко Мацуев подошёл к сильным мира сего, как бы его это сияние власти не ослепило…
- Да какая власть, я вас умоляю! Я получаю удовольствие от игры на таких концертах! Потому что если ты сможешь пробить эту публику, то тебе дальше уже нигде не страшно будет играть! Многие из приходящих туда не слышали никогда музыку Шопена, Шуберта, Листа. Кстати, и Рихтер, и Гилельс, и Коган, и Ойстрах играли на правительственных концертах. Это нормально!
- Считается, что из всех искусств музыка точнее всего передаёт душу народа. Вы стольких русских композиторов переиграли, что наверняка сможете ответить: какая она всё-таки - русская душа?
- По-моему, русская душа - понятие очень абстрактное. Кто-то видит в этом страсть к загулам «на всю катушку», другие подразумевают глубокую внутреннюю культуру. А по-моему, русский человек - человек ранимый, но при этом обладающий чувством юмора, который всегда постоит за другого. За последние 10 лет всё так перемешалось, но твёрдо уверен: душа осталась. Потому что, если в стране есть люди, которые плачут от музыки Чайковского или Рахманинова, значит, у этой страны не всё ещё потеряно.
Досье
Денис Мацуев родился в 1975 г. в Иркутске в семье музыкантов. В 1993 г. на первом конкурсе, в котором он принимает участие, - Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге - завоёвывает 1-ю премию. Триумф Мацуева - 1998 г., 1-я премия на ХI Международном конкурсе им. Чайковского. В 20 лет получил статус солиста Московской государственной филармонии. Сегодня даёт 150 концертов за сезон, выступая на самых престижных сценах мира. Несколько раз становился лауреатом премии в области звукозаписи «РЕКОРД». Его именем названа звезда в созвездии Лиры.
Читайте также:
Денис Мацуев: «Концерт - это бой с мистикой зала»