Алексей Серебряков: «Честно признаюсь: в кино попал случайно»

Одной из самых амбициозных премьер года, где Серебрякову досталась роль Странника.

   
   

- Алексей, начать хотелось бы всё же с той вашей работы, что до экранов пока не дошла, - с роли Иванова в экранизации одноимённой чеховской пьесы (интервью записывалось в перерывах - шло её озвучание. - Ред.). Кто станет сегодня смотреть её? Явно ведь не «массовый зритель».

- Те, кто не разучился книжки читать и думать. Кто хочет не только жить лучше, но и быть лучше. Таких людей - да, очень мало, и нынешняя система образования их возникновению не способствует. Но их и никогда не бывает много.

Я не смотрю на это пессимистически. Иллюзия - думать, вот, мол, раньше у нас весь народ был культурный, образованный, «самый читающий». Интеллигентные люди - простите за банальность - «прослойка», и очень узкая. Но именно она организует культурное пространство жизни.

Две страны в одной

- Вы сказали - «раньше». В самом нашумевшем фильме с вашим участием - «Груз 200» Алексея Балабанова - это «раньше» показано жутко, пугающе жёстко. А мне показалось, что этот фильм и про наше сегодня. По крайней мере, в том, что касается провинции.

- Без сомнения. Ведь у нас сейчас две страны, два абсолютно разных государства: Москва, Питер, ещё несколько крупных городов - и вся остальная, провинциальная Россия, которая едва выживает. Огромная территория с богатейшими природными ресурсами и малочисленным, практически вымирающим населением. Это вообще другой мир! Даже телевизор далеко не в каждой семье. Кинотеатров нет. Да люди и не нуждаются ни в кино, ни в телевидении. Их жизнь носит животный характер. Они деревяшку  у себя дома ровно прибить не могут, в уборной грязь убрать. Каким может быть человек, если у него в уборной грязь? Если он ходит, извините, мимо унитаза? Да какого унитаза? Стульчака!

 

- Кино наше часто упрекают в том, что там одна «чернуха», беспросветная, пьяная и рваная Россия…

- Во многом так оно и есть, что ж поделаешь? Чего ожидать? Мы получили то, что и должно было быть после 70 лет чудовищного геноцида советской власти против собственного народа. Планомерно уничтожались лучшие представители всех социальных слоёв (а гибнут первыми всегда лучшие, и не только на войне) - сначала аристократия, интеллигенция, священнослужители, просто верующие люди. Потом - лучшие из рабочего класса, крестьянства, те, кто умел работать. И вся эта дискуссия: почему деревня погибает… Работать разучились, пьют - вот почему. Будучи под Тамбовом, я узнал такую историю: предприниматель создал сельхозпредприятие, а рабочих найти не может - или пьют, или в любой день запить могут. Надеяться на них нельзя. Пришлось установить автоматы вместо людей. А ведь он мог дать работу местным!

   
   

В 90-е годы людям сказали: ты свободен, но ты - один. Барахтайся, как можешь. Каждый выживает в одиночку. Вот последние 15 лет мы и барахтаемся. Кому удалось «поймать волну» - тот потихонечку держится. Кто нет - потерялся. Кто умеючи воровал - стал ещё богаче.

- Кстати, вот вы - москвич. А ещё подростком сыгравший не одну заметную роль в кино, в 17 лет сразу после школы уехали в Сызрань!

- Да, уехал. В 1981 году меня пригласил в Сызранский театр его главный режиссёр - артистом вспомогательного состава на 70 руб. зарплаты. Это был мой абсолютно осознанный поступок. Я поехал в провинцию с определёнными иллюзиями - нести разумное, доброе, вечное. Но иллюзии те сдохли. Провинция меня быстро поставила на место. Я проработал один сезон и в какой-то момент просто понял: если сегодня не уеду, то не уеду отсюда никогда. И уехал.

Приходится терпеть

- А вы сами как теперь  «барахтаетесь», выживаете?

- Чаще приходится просто терпеть. Тупо терпеть. Искать, где лучше, интереснее, хорошо в 20 лет. А в 40 надо терпеть.

- Интересно, вы терпите, снявшись при этом в 100 с лишним фильмах?

- Честно признаюсь: в кино попал случайно. Если бы в 13 лет меня не пригласили в телефильм «Вечный зов», если бы к 17 годам я не сыграл уже 6 киноролей, вряд ли пошёл бы в киноартисты. Я к тому же ещё и не тщеславный, не соревнующийся. Я - рукастый: ремонт сделаю, плитку положу. Вообще люблю «рукоделить». Дизайнером, архитектором мог бы быть. Только не рутинной работой, с 9.00 до 18.00, заниматься.

- А бизнесом?

- Пытался, но быстро понял: в этом деле я ущербен. 

- Вы постоянно на съёмках, в разъездах. Эта суета не мешает творчеству? Вот Алексей Юрьевич Герман желает нынешним артистам научиться говорить «нет»…

- Его финансируют десятилетиями. Таких людей три, четыре, может быть, пять на весь мир! Я не гений! Я вкалываю. У меня большая семья - трое детей, четыре собаки. Мне нужно было решать проблему с жильём, и я её решил. Я влез в долги, и мне теперь надо выбраться из-под этого дамоклова меча.

Моя профессия продажная, как и ваша, и моральная проблема выбора похожа. Конечно, я стараюсь выбирать. Но вот какой парадокс: я сыграл у Егора Кончаловского чеченского боевика Ужаха (в «Антикиллере-2»), Андрей Сергеевич Кончаловский посмотрел фильм сына и, до этого не зная меня, доверил мне в «Чайке» роль Тригорина. И два года я наслаждался. Спасибо!

ДОСЬЕ

Алексей Серебряков родился в 1964 г. в Москве. Первую роль сыграл в 13 лет в телефильме «Вечный зов». Окончил ГИТИС, мастерскую О. Табакова, после чего 5 лет проработал в «Табакерке». Сейчас в основном снимается в кино. Сыграл роли в фильмах «Фанат», «Афганский излом», сериалах «Баязет», «Штрафбат», «Исаев» и проч.

Мнения экспертов о фильме «Обитаемый остров» читайте здесь »