Константин Хабенский: «Я играл не Колчака, а человека»

В творческом багаже актёра МХТ им. Чехова Константина Хабенского уже целая коллекция ролей в по-настоящему крупномасштабных проектах: «Статский советник», два  «Дозора», «Ирония судьбы. Продолжение», голливудский блокбастер Бекмамбетова «Особо опасен». 9 октября в широкий прокат вышел также высокобюджетный фильм «Адмиралъ». А вскоре после этого на экраны выйдет картина «Домовой».

   
   

Правда истории

- Константин, фильмы на основе исторических событий стали сегодня модной тенденцией в нашем кино. Картина «АдмиралЪ» - лишнее тому подтверждение. При этом фильмов про современность катастрофически мало.

- Я не согласен. С чего вы это взяли?

- По-моему, это очевидно, причём не только мне. Об этом говорят многие российские продюсеры.

- А лично я считаю, что фильмов о современности достаточно. Если же говорить об историческом кино вообще - не важно, является оно в какой-то момент модной тенденцией или не является, - надо отметить: это крайне опасный жанр. Актёрам, режиссёрам, продюсерам очень легко оказаться под властью антуража, декораций. Артисты ходят в костюмах, вокруг исторические здания - и всем кажется, что всё красиво и замечательно. В итоге получается не фильм, а какой-то музейный экспонат. Зритель 20 минут любуется исторической составляющей, а потом ему становится откровенно скучно.

Но если в фильме есть  живая человеческая история, если ты, сидя в зале, сопереживаешь, понимаешь: «это же про меня!»,  появляется момент актуальности, современности. Судить, конечно, зрителю, но я считаю, что в «Адмирале» такой момент есть. Я не играл адмирала Колчака. Моей задачей было найти адекватный ему художественный образ. Образ мужчины, офицера и, хочется верить, Человека. Человека разных качеств.

- После выхода практически каждого фильма на основе истории критики и скептики начинают спорить - насколько в нём соблюдена историческая правда. Уверен, «Адмирала» также будут обсуждать с этой позиции. А нужна ли вообще эта правда, если речь идёт о художественном произведении?

   
   

- Конечно, если речь в фильме идёт о событиях столетней давности, должна быть немного другая речь, другие одежды, другая обстановка. Для определённой части зрителей это важно. Но, с другой стороны, если на экране разворачивается какая-то душераздирающая сцена, а зритель в этот момент обращает внимание, что на костюме героя пуговица не той эпохи, то, наверное, либо сценарий был плохо написан, либо неправильно снято, либо вообще весь фильм - мыльный пузырь.

«Срубить побольше»

- Хотел вас спросить про голливудские амбиции. Нет мечты стать своим на мировой «фабрике грёз»?

- Я не тот человек, который мечтает работать в одном месте, а работает в другом. Мне интересно быть там, где я нахожусь. Более того, я твёрдо знаю одно: работал, работаю и буду работать в России. Я дышу русским языком. А все мои передвижения по Америке - это не более чем путешествия. Какой мне смысл искать и хвататься за любые роли в Голливуде, когда на родине хватает интересной работы?

- А в продолжении фильма «Особо опасен» будете сниматься?

- Вроде бы моё участие планируется. Но больше ничего сказать не могу.

- Отечественное кино продолжает активно меняться: растут бюджеты фильмов и прочее… А на съёмочной площадке что-то меняется в плане организации работы, отношения к артистам?

- Безусловно. Сегодня некоторые наши киностудии в плане организации съёмочного процесса уже превосходят европейские и американские компании. Правда, хватает и таких, которые работают по принципу «срубить побольше денег и забыть».

- Ваши друзья-коллеги активно участвуют в разных телепроектах. Пореченков, Трухин, Башаров. Вас ни в каких шоу вообще не видно. Брезгуете?

- Просто обстоятельства не складываются. Кроме того, у меня и особого желания нет. Зачем? Меня, честно говоря,  в телевизоре и без всяких шоу хватает. Надо беречь зрителя.

- Известно, человек вы крайне занятой - съёмки, спектакли... А в отпуске давно были последний раз?

- У вас устаревшая информация относительно моей занятости. В какой-то момент я понял простую вещь: количество не переходит в качество. Кроме того, я стал страшно уставать и решил - нужно давать себе отдых. Так что сейчас я не работаю. Служу в театре. Репетируем спектакль «Трёхгрошовая опера», премьера которого будет либо в декабре, либо в январе. А с отпусками у меня всё в порядке. Не волнуйтесь.

Читайте также

«Адмиралъ»: кино с прицелом на Голливуд