- Сколько сейчас платят авторам детективов? Можно ли на этом деле разбогатеть?
Сергей:
- С первого романа заработать точно невозможно.
Анна:
- Мы получили 150 долларов на двоих. За второй - несколько больше. Оставить работу в бизнесе мы смогли только роману к 20-му. И то мы зарабатываем, как менеджеры среднего звена, как супервайзеры в казино. Огромные доходы - это все мифы. Есть счастливые случаи, Донцова зарабатывает очень много. Но это исключение.
Сергей:
- У Донцовой большие тиражи и большое количество романов. Писать 12 книг в год - это подвиг. Если мы возьмем рейтинг «Книжного обозрения», то Литвиновы входят в пятерку самых издаваемых в России авторов, но при этом мы имеем вот такие доходы. Литературных негров у нас нет. И это явление не касается тех авторов, которые хорошо издаются. Это чисто небольшие коммерческие проекты. Мы знаем несколько фамилий, но они не в первой десятке даже сейчас. Я не думаю, чтобы это было выгодно.
Анна:
- Пока объяснишь негру, что ты хочешь, за это время проще самому написать.
- Расскажите, как вы начинали свой путь в литературе?
Сергей:
- У нас был путь достаточно простой и достаточно сложный. Мы написали самый первый романчик как игру, безделицу, это происходило в 98 году, когда наш бизнес поутих. За месяц мы написали лихой приключенческий роман, потом в виду отсутствия знакомств и связей, мы сначала взяли газету «Книжное обозрение», нашли в ней самые читаемые издательства, выбрали 5 издательств, сами отправили первую рукопись туда. И тут история, достойная пера Сидни Шелдон. Из четырех издательств пришли благоприятные отзывы.
Анна:
- А пятое издательство ответило: напишите нам, пожалуйста, про массажистку, которая шпионит за своими клиентами. Мы отказались. Если кому-то интересно, дарим сюжет.
Сергей:
- Правда, это издательство уже далеко не входит в первую пятерку. То есть их идея с массажисткой была началом конца.
Анна:
- Но на самом деле это миф, что пробиться невозможно. Хорошей текст виден сразу. Нужно быть дураком, чтобы отказаться от текста, который может принести деньги. Донцова тоже пришла с улицы. Не заставишь покупать насильно .Если есть талант - дерзайте, и все у вас будет.
- Вы десять лет пишите детективы. Это занятие может надоесть в принципе?
Анна:
- Я бы не сказала, что мы такие писатели. Мы скорее копирайтеры, мы можем написать любой творческий текст. Я бы с удовольствием поработала в рекламе или попросилась бы в АиФ.
Сергей:
- Работа журналистом - прекрасная, это незабываемое время в жизни. Я журналистике отдал 15 лет только штатной работы. Обращайтесь.
- Кто у вас за «первую скрипку», а кто уступает? Возможно, один - генератор идей, второй воплощает на бумаге или редактирует? Не вериться как-то в ваше равное участие в создании книг и абсолютное единодушие.
Анна:
- Как только возникает такой вопрос, тут же возникают и конфликты. Я всегда готова согласиться, что Сережа - первая скрипка, а он - что я.
Сергей:
- А зачем выяснять отношения? Мне это непонятно. В семейной жизни соперничество, кто в доме хозяин, заложено в природу семьи, так или иначе существует и будет переноситься на совместную работу. Но для брата с сестрой это не характерно.
Анна:
- Мы вместе придумываем идею, разрабатываем план, пишем его. Потом пишем по главам. И к вопросу о конфликтах. Бывают творческие неудачи у каждого, но если что-то не нравится у соавтора, мы предельно корректны. Обидеть творческого человека очень легко, это может выбить из колеи даже самого высокохарактерного. Поэтому мы друг друга никогда не обижаем.
Сергей:
- У нас непреложное правило на стадии придумывания текста. Любой может сказать без указания причин: вот этот ход мне не нравится, этот поворот сюжета не пойдет. И это дальше не обсуждается, просто отбрасывается. А: Как правило, со временем становится ясно, что было не так.
- А ваши книги экранизировались? И есть такие планы?
Анна:
- Вышел один сериал «Авантюристка». Не самый успешный, потому что кино - мистическая вещь, этому сериалу планеты не благоволили. Все говорили, что получился один из лучших сценариев, героиня симпатичная, но что-то не то. Говорили, плохой продакшн.
Сергей:
- Этот фильм не продвигали не так, он незаметно прошел по одному из центральных каналов.
Анна:
- У нас в работе еще 2 сериала.
Сергей:
- Непосредственное отношение к производству первого сериала мы имели, и мы хорошо понимаем, что все должно удивительно сойтись, чтобы фильм получился. И загубить фильм может любой из тех, кто его производит. Самые большие возможности имеют режиссер, сценарист, продюсер. Но может загубить и плохой второй оператор или пиротехник. В кино главное не сюжет. Сюжет важен, но мы уверены, что в кино должно все удивительным образом совпасть. Многие великие фильмы делались в такой ситуации, когда никто ничего великого не ждал. «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница»... МЫ знаем, как на «Мосфильме» относились к Леониду Гайдаю – ну, ходит человек в сандалиях… А этот человек в сандалиях снял такое кино, которое до сих пор живо, признано лучшим.
- Какие на ваш взгляд обязательные элементы хорошего детектива?
Сергей:
- Детектив - это некая современная сказка. Поэтому, как нам кажется, этот жанр так любим людьми. И, как в каждой сказке, есть несколько непреложных законов. Как правило, в 99% случаев добро побеждает зло. Главный герой должен быть носителем добра, должен быть симпатичным человеком. Мне кажется, это два основных непреложных закона детектива. Но их несколько больше, и я мог бы порекомендовать тем, кто не написал свои лучшие книги, попробуйте найти книгу американца, там много детских советов, но есть и полезные. «Как написать гениальный детектив», фамилию автора я не помню. Даже мы кое-что из нее почерпнули.
Анна:
- И обязателен напряженный сюжет, когда ты с нетерпением ждешь вечера, чтобы открыть книжку и узнать, что там случилось дальше. Мне кажется, именно в российской литературе велика роль любовной линии.
Сергей:
- У нас родилась хохма, может быть, мы бы ее разовьем. Никто не знает, кто есть мистер Чейс, может быть, это был секретный проект КГБ, наши люди писали критику западных порядков в форме детектива.
- Посоветуйте, пожалуйста, какое-нибудь хорошее детективное кино?
Анна:
- «Криминальное чтиво» и «Крестный отец». Классика.
Сергей:
- К примеру, из фильмов последнего времени «Черная орхидея». Дословно переводится как «Черный пион». Я пошел на курсы английского, теперь все перевожу. Если нет успеха на Западе - это не успех.
Анна:
- В «Авантюристке» мы оба сыграли по роли. Я играла женщину нетрадиционной ориентации. Мне это сложно далось, но я себя переборола. Мы даже целовались с главной героиней. Так что впереди – Голливуд.
- У вас есть литературный кумир? Любимый автор, на которого хотелось бы равняться?
Сергей:
- Мы читаем так много и любим столь многих авторов, что перечисление может занять время до конца нашей конференции. А современных авторов мы читаем, причем Аня в основном берет на себя продукцию на русском языке, а я в основном переводную литературу.
Анна:
- Я читаю литературу полегче, а Сережа – более серьезную. Я перечитала всю Сандру Браун, Нору Робертс.
Сергей:
- Я читал Джеки Коллинз. Сидни Шелдон в этом виде мастер. И всем известно, что он был успешным сценаристом. Однажды он рассказал, что он получил Оскар за сценарий и тут же поехал в круиз по Карибам. И на палубе лайнера к нему подходит знакомый и говорит: «Сидни, привет, чем ты сейчас занимаешься?». Вот цена оскароносного сценария на самом деле. На самом деле из современных авторов мне нравится перуанский писатель Марио Варгасальоса. Это известный человек, думаю, он рано или поздно, если будет жив, Нобелевскую премию получит. Его последние романы очень хороши. Особенно «Дневник скверной девчонки».
Анна:
- Еще Рекс Стаут и Агата Кристи. Хотя я читала Стаута, когда ждала второго сына, и мне было так нехорошо и больно, что я перенесла это и на Стаута.
Сергей:
- Я совершенно сознательно, когда болею, стараюсь читать лажу, чтобы невзлюбить ее совершенно.
- А вы никогда не хотели стать частными детективами или работать следователями?
Сергей:
- У Ани есть определенный опыт работы помощницей частного детектива. Уже когда мы несколько книжек написали, она сознательно пошла работать в детективное агентство, выполняла сложные и опасные задания.
Анна:
- Это интересная, сложная работа. Я планирую к ней вернуться. Она располагает к философствованию, созерцанию, пока сидишь в машине, ждешь нужного человека, можно многое обдумать, в том числе и по работе. Работа интересная, а какого-то следовательского опыта нам не хватает. Но о чем мы не знаем, о том мы не пишем. У нас нет героев - сотрудников милиции. Неверные жены и мужья - одно из самых редких заданий для детективов. Чаще бывают различные неплатежи. Часто родители проверяют детей своих, наркотики, например. Что касается погонь и драк - все осталось в кинематографе. В это случается редко. Если у меня возникнет нужда, я к своему бывшему работодателю обращусь.
Сергей:
- У нас есть консультанты. Нас очень радует, что последнее время они появляются добровольно. Приходит письмо на сайт: я такой-то, работаю там-то, если хотите, могу вас консультировать. И так у нас появились работники различных силовых структур. Они нас консультируют, и не только по части силовых действий. Консультации нужны во многих вещах. Когда мы писали детектив с большой долей финансовых махинаций, нас консультировал Анин муж, по образованию бухгалтер. Всегда обращаемся к профессионалам за консультацией.
Анна:
- Когда мы писали «Вояж с морским дьяволом», нужно было, чтобы в обычный самолет бандиты положили взрывчатку. И я на сайте Авиа.ру задала вопрос: куда в самолете можно положить взрывчатку? Поднялась такая паника! Потом нам ответил один летчик на условиях строгой анонимности.
Смотрите также:
- Михаил Веллер: «Если хочется дать начальнику по морде – дайте» →
- Дмитрий Быков: «Ничего не чувствуют только гопники» →
- Виктория Токарева: «Сейчас в моде деньги» →