Режиссёр Юрий Быков: «Мы привыкли жить по пацанским понятиям»

Режиссер Юрий Быков. Фото: пресс-служба

Два отечественных фильма — «Майор» режиссёра Юрия Быкова и «Восьмёрка» Алексея Учителя — вошли в программу кинофестиваля в Торонто. «Майор», который стал едва ли не самым ожидаемым отечественным фильмом года, посвящён проблемам коррупции в правоохранительных органах. По сюжету, майор РОВД Соболев сбивает насмерть ребёнка на глазах у матери, а его коллеги во главе с лучшим другом майора — Коршуновым, чтобы «отмазать» своего, собираются убить и мать как ненужного свидетеля. Но Соболев, в котором проснулась совесть, решает спасти женщину любой ценой и в одиночку противостоит вчерашним друзьям. Режиссёр рассказал АиФ.ru о том, почему выбрал такую остросоциальную тему.

   
   

Анастасия Рогова, АиФ.ru: Вы не только режиссёр картины «Майор», но и сценарист, композитор, да ещё и сыграли одну из главных ролей. Почему же вы выбрали роль самого отталкивающего персонажа?

Юрий Быков: Да я не выбирал. Главную роль я писал специально под актёра Дениса Шведова, а вторая большая мужская роль была только одна — сотрудника полиции по фамилии Коршунов, антагониста главного героя. Я предложил эту роль нескольким своим товарищам, но они не согласились, побоялись карму испортить. Кстати, как было бы хорошо, если бы они прочитали хоть одно интервью и им стало бы стыдно (смеётся). И другого выбора, кроме как сыграть самому, у меня не было — время поджимало, некогда было актёра искать.

А. Р., АиФ.ru: То есть все они отказались играть отрицательного героя?

Ю. Б.: Не просто отрицательного. Это же не просто плохая роль, а дьявольщина какая-то. Сыграть такого героя, это всё равно, что три раза сказать «будь я проклят».

А. Р., АиФ.ru: А вы в дьявольщину не верите?

   
   

Ю. Б.: Я ни во что это не верю. Мне, честно говоря, сглаз и всё прочее — это смешно просто. Посмотрите, что у нас со страной творится. И я буду верить в какую-то ерунду? Пришлось взвалить эту роль на себя. Зачем кого-то ходить уговаривать, если я по первому образованию актёр, подхожу по типажу и сам могу сыграть?

А. Р., АиФ.ru: В итоге вы не ошиблись — Коршунов получился самым сложным и интересным героем.

Ю. Б.: Это не совсем так. Но я «обокрал» Шведова 8-минутной сценой допроса, когда мой герой «ломает» родителей убитого ребёнка, заставляя их подписать ложные показания. Из-за этой сцены зритель ненадолго теряет Соболева из виду. К тому же герой Шведова — прямолинеен и совершает вещи, в которые зрители не могут поверить. А в моего героя все верят: ну да, все полицейские сволочи, узнаём, такие они и есть! Поэтому у Шведова изначально проигрышная роль, но Шведов замечательно справился со своей ролью.

А. Р., АиФ.ru: Не получился ли герой Дениса Шведова идеализированным и чересчур благородным? Ведь даже то, что он сбивает ребёнка, сюжетно оправдано тем, что он торопился в роддом к жене, а сбитый им мальчик перебегал проезжую часть.

Ю. Б.: Да, ко мне были такие претензии. Мне даже говорили, что я снял прорежимное кино. Но дело в том, что мы часто видим в соцсетях и СМИ искажённый образ полиции — худшую сторону. А когда разговариваешь с реальными полицейскими, то понимаешь, что у них есть представление о чёрном и белом, о плохом и хорошем. Просто их прогибает система и обстоятельства, так же как и всех нас. В «Бумере» хорошо и метко сказано: «Не мы такие, жизнь такая». Не то что я с такой позицией согласен и считаю её правильной, но для самих полицейских эта формулировка единственно верная. Они думают так: есть надо, семью кормить надо, денег надо — какие проблемы? Чтобы выжить, надо играть по установившимся правилам.

А. Р., АиФ.ru: А вы сами-то согласны с такой жизненной установкой?

Ю. Б.: Жизнь — штука прагматичная. Она говорит тебе: либо тебя сожрут, либо ты сожрёшь. От обезьяны до сегодняшнего дня мало что изменилось. Везде есть конкуренция. Просто где-то один рабочий доказывает, что он лучше другого, и получает рабочее место, а где-то надо человека ударить молотком по голове, чтобы еду добыть. У нас в России, в силу географических и геополитических факторов, есть постоянная необходимость выживания в условиях жёсткой конкуренции. И мы привыкли — живём по пацанским понятиям.

А. Р., АиФ.ru: То есть фильм «Майор» — о выживании в сегодняшнем дне?

Ю. Б.: И дне, и ночи, и любом времени суток. Это фильм о нашем российском менталитете. О том, что милосердие и сострадание в принципе мешают нам жить. Пока ты думаешь — отобрать кусок хлеба или нет, другой его уже отобрал. Коршунов искренне считает себя дураком, что поддался слабости и не убил мать сбитого ребёнка сразу, на месте преступления. И считает, что так было бы гораздо нравственнее. Потому что знает, как устроено наше общество. Коршунов, как это ни цинично и ни ужасно звучит, цельный человек, у него нет сомнений насчёт моральных аспектов своих поступков… А главный герой Соболев — человек сомневающийся, потому что раньше нечасто попадал в ситуации, когда нужно принимать антидуховные и компромиссные решения. Соболев — лицо РОВД, заместитель начальника отделения, ему не приходилось самому руки пачкать. А Коршунов постоянно сталкивается именно с грязной работой, и у него иллюзий нет.

А. Р., АиФ.ru: Это уже второй ваш полнометражный фильм. Первый, «Жить», также был с острым социальным подтекстом и драматичным сюжетом. Вы не планируете снять что-нибудь более позитивное?

Ю. Б.: Мне не интересно снимать кино про то, что у нас нет проблем. Комедии — не мой жанр. Я вырос в 90-е годы, в перестройку, и мне не смешно, когда я вижу, что в моём родном городе до сих пор много проблем. Есть режиссёры, которые любят снимать комедии, и много их снимается сейчас, всем смешно. Но мне не смешно, у меня в стране — бардак…

А. Р., АиФ.ru: Поэтому ваш новый фильм тоже о наболевшей проблеме — о ЖКХ?

Ю. Б.: Мне интересно то, что волнует людей. И я не хочу, чтобы зритель на моих фильмах спал или маме по телефону звонил. Почему я снял кино о полиции? Потому что все хотят понять, что сегодня в этой системе происходит, кто те люди, которые нас охраняют. А ЖКХ — это система, в которой мы живём и которая завтра рухнет — заводы, предприятия, гидроэлектростанции, жилищно-коммунальный фонд, построенный ещё при Хрущёве. Квартиры, в которых мы живём, — раньше с ними были мелкие проблемы, трубы там лопнули, крыша протекла. А сегодня состояние домов, где живут люди, такое, что в любой день каждый из нас может просто не проснуться утром. Дома, которые стоят сорок лет, в один прекрасный момент берут — и складываются пополам.

Смотрите также: