Человек-цунами
С актёром и режиссёром Александром Адабашьяном Александр Абдулов пересекался на съёмках.
«На площадке у Абдулова было прозвище Цунами, - рассказывает Александр Адабашьян. - Потому что характер у этого человека совершенно безудержный. Один раз мы были в гостях. Уже глубокой ночью решили поехать к себе в гостиницу. И, как назло, - ни одной машины на дороге! Тогда Абдулов «поймал» троллейбус. Обезумевший от счастья водитель повёз нас в гостиницу. Причём это не его был маршрут. По дороге он вылезал, переставлял «рога» троллейбуса, чтобы двигаться в нужном нам направлении, и умолял нас не выходить.
Абдулову невозможно было ни в чём отказать. Как-то мы совпали с ним в Киеве: я снимался в одной картине, а Абдулов - в другой. Договорились вечером куда-нибудь пойти. И вот Саша приехал за мной, а съёмки ещё не закончились. Он подошёл к режиссёру и сказал: «Всё, давай отпускай Адабашьяна!» Режиссёр по-обещал: «Последний дубль». Но получилось так, что дублей пришлось делать несколько. Кончилось дело тем, что Саша просто вошёл в кадр, взял меня за руку и увёл.
Как-то для фильма «Чичерин» снимали сцену похорон Баумана. Исполнитель главной роли Лёня Филатов и огромная похоронная процессия - революционные массы, оркестр - шли мимо «Ленкома». И вот молча движется массовка, едут похоронные дроги, на них лежит «убитый» Бауман. Вдруг на третьем этаже театра открывается окно, из него высовывается Абдулов и шипит на всю улицу: «Лёня!» Филатов, не обращая на него внимания, идёт - камера-то работает! Абдулов опять: «Лёня Филатов!» Где-то на четвёртый раз Филатов не выдержал и скосил глаза. А Абдулов кричит: «Лёня, тебя в кино снимают!» Тут, конечно, все захохотали. А режиссёр заорал на Абдулова благим матом. На что тот невозмутимо объяснил: «Я же ему подсказал! Я думал, что он не знает».
Саша Абдулов - из тех личностей, которых совершенно точно будет не хватать. Я был на Сашиных похоронах. На улице стоял жуткий холод. Но народ вытянулся в очередь от театра до Садового кольца, чтобы проститься с Александром Абдуловым.
Причём Саша ведь не был, что называется, официальным артистом, не занимал никаких постов. Наверно, его угнетало, что коллеги, сделавшие значительно меньше и игравшие хуже, обвешивались званиями и наградами, а у него не было ничего. Но Высоцкому же тоже ничего не давали - театр его ни разу ни на одну премию не выдвигал. Я не говорю, что в театре Абдулова не любили. Но, наверно, столько накопилось на него жалоб, нареканий и доносов, что пробиться через эту стену было трудно. Популярность у Абдулова была запредельная. И, конечно, это раздражало многих коллег по цеху.
Его болезнь - следствие безудержной жажды жизни. Абдулов жил на предельной скорости. Поэтому и ресурс у него другой - как у гоночного автомобиля. А на скорости 300-400 км/ч, конечно, не выдерживают ни резина, ни металл. Но и представить себе старого, бородатого, пузатого Абдулова, который делится опытом с молодёжью, я не могу».
Жил - как орёл
Телеведущий Александр Мягченков буквально прожил бок о бок с Александром Абдуловым четыре года: «Мы познакомились в далёком 1971 году. Оба поступали в ГИТИС. Нас тогда поселили в одну комнату в общежитии.
В то время у него была девушка Таня, медсестра из роддома на Таганке. Однажды у неё было ночное дежурство. И мы отправились её навестить. Проходили мимо Театра на Таганке, когда из-за угла вдруг показался… лось. Этот факт Сашу так впечатлил, что мы развернулись и к Тане не пошли.
Старостой у нас был Володя Григорьев. Как-то Саша в очередной раз всю неделю гулял. Володя попросил его принести справки. Ну Саша и принёс. Володя отдал их в деканат. А через несколько дней Григорьева вызвали и отчитали - оказывается, справки Абдулова были с печатью роддома, где работала его Таня».
Актёр и режиссёр Сергей Никоненко дружил с Абдуловым с первой их совместной картины - «С любимыми не расставайтесь»: «У меня такое впечатление, что ко мне он относился нежнее всех. Но спросите любого, с кем он дружил, он вам скажет то же самое. Он был удивительно открытым человеком, хотел жить по законам добра и справедливости.
Саша совершенно себя не берёг. Курил по 4-5 пачек в день. Я ему говорил, что такое отношение к собственному здоровью до добра не доведёт. Но он жил по известной притче, калмыцкой сказке. Помните, когда орёл спросил у ворона, почему тот живёт 300 лет. Ворон ответил, что он питается падалью. Орёл тоже решил попробовать. Клюнул раз и бросил: «Лучше жить мало, чем есть падаль 300 лет». Вот так, как этот орёл, жил и Саша Абдулов».
Смотрите также:
- Тот самый Иночкин. Виктор Косых прославился ролями подростков и пионеров →
- Михаил Пореченков: «Не хочу, чтобы мои дети были актёрами!» →
- «Культ» с Кубы. В эфир выходит сериал о сектантах →