«Золотой Голос»: за Муслима Магомаева вступался глава КГБ

Талант Муслима Магомаева – яркое доказательство силы генов. Судьбе было угодно разлучить его с родителями, но он унаследовал их артистизм. Муслим Магометович родился 17 августа 1942 года в Баку и отца своего не помнил: театральный художник Магомет Магомаев погиб на фронте, когда сыну не было и трех лет, а до Победы оставалось девять дней. Творческим человеком была и мать будущего певца Айшет Магомаева: драматическая артистка, она выбрала себе романтический псевдоним Кинжалова, а после гибели мужа оставила сына родственникам и уехала играть в театр Вышнего Волочка. Сам Муслим Магометович в наибольшей степени унаследовал способности дедушки по отцу - своего тезки Абдул-Муслима Магомаева, композитора, чьим именем названа Азербайджанская государственная филармония.

   
   

 

Природные задатки талантливого мальчика развились в музыкальной школе при Бакинской консерватории, где он учился по классу фортепиано и композиции и изучал вокал с профессором консерватории Аншелевичем. Голос Муслима так впечатлил педагогов школы при консерватории, что они сами уговорили его сменить alma mater – в школе не было вокального отделения. В итоге Магомаев окончил Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, где учился у Александра Милованова, а завершил образование в Бакинской консерватории по классу вокала у Шовкет Мамедовой.

Муслим Магомаев. Фотогалерея >>>

Выступать Муслим начал в пятнадцать, едва дождавшись окончания юношеской ломки. Впервые вышел на сцену в Доме культуры бакинских моряков тайком от родственников, которые боялись, что мальчик лишится еще не окрепшего голоса – богатого, артистичного баритона. К счастью, этого не случилось: вскоре после бакинского ДК Магомаев пел уже в Кремлевском дворце съездов на фестивале азербайджанского искусства (1962) и на «сольнике» в Концертном зале имени Чайковского (1963). В том же году он стал солистом ведущего театра - оперы и балета имени Ахундова, в 1964-65 стажировался в Ла Скала.

 

Говорят, масштаб актера определяется ролями, от которых он отказался. Оперный певец Магомаев отказался перейти в труппу Большого театра, что говорит о многом. Эстрада постепенно затягивала исполнителя: в 1966 и 1969 он пел в парижской «Олимпии», и директор этого прославленного зала Брюно Кокатрикс соблазнял Магомаева звездной карьерой мирового масштаба. Певец подумывал над перспективой всемирной славы, но вмешалось министерство культуры СССР – мол, Муслим Магометович нужен родине на правительственных концертах. Чуть не довела певца до эмиграции и мутная история с ОБХСС и гонорарами за выступления, случившаяся примерно в те же годы – как-то вместо одного отделения Магомаев пропел на сцене два часа, получил тройную оплату и претензии со стороны «органов». Дело замяли: вместо уголовное наказание заменили «ссылкой» - запретом выступать за пределами Азербайджанской ССР.

   
   

 

Впрочем, вызвали исполнителя из опалы те же органы: соскучившийся по «Золотому Голосу» тогдашний глава КГБ СССР Андропов позвонил министру культуры Фурцевой и потребовал отпустить «чистого» по его ведомству певца на концерт в честь годовщины КГБ. Обласканного властью певца стали награждать: в 1969 году он получил I премию фестиваля в Сопоте и каннскую «Золотую Пластинку».

Муслим Магомаев. 8 вопросов о жизни и творчестве >>>

Но заграничные премии не шли ни в какое сравнение с отечественными регалиями – в 1973 году едва переваливший за тридцать исполнитель стал самым молодым в истории Народным артистом СССР. Причем это даже не вызвало едких замечаний меломанов: Магомаев был поистине народным, его слушали в интеллигентных «домах» и рабочих бараках, на БАМе и в Кремле. Магомаевский репертуар включал более 600 вещей – романсы и эстрадные композиции, военные и народные песни на нескольких языках, включая английский и итальянский. «Песня итальянских партизан» с припевом O, bella, ciao! стала всесоюзным хитом.

 

Магомаев не замыкался на сольной карьере - руководил созданным им Азербайджанским государственным эстрадно-симфоническим оркестром, писал музыку к фильмам и спектаклям, вел телепередачи об оперных звездах, выпустил книгу о Марио Ланца. В преклонные годы Магомаев отошел от концертной деятельности – рисовал, общался с преданными поклонниками в интернете, занимался общественной деятельностью – его, личного друга Гейдара Алиева, пригласили участвовать в работе Всероссийского азербайджанского конгресса. Муслим Магомаев умер в 2008 году от ишемической болезни. В память о нем остались малая планета 4980 Magomaev (1974 SP1), почти полсотни виниловых дисков с концертными и студийными записями, музыкальные фильмы, где он играл самого себя, и популярный у детей и взрослых мультфильм «По следам бременских музыкантов», где он озвучивал самых разных персонажей – от Трубадура до Атаманши.