Как старые звезды становятся новыми жертвами. Страшные истории забвения

5 лет назад, 16 июля 2007 г., ушёл из жизни один из любимых наших артистов - Михаил Кононов.

   
   

Ему было 67 лет, 46 из них - большую часть жизни - Кононов отдал театру и кино. Считал себя трагическим актёром, но герои ему попадались всё больше «не от мира сего» - вспомните хотя бы Нестора Петровича из «Большой перемены» или Алексея Бычкова из «Начальника Чукотки». Его последней ролью стал дворник Спиридон в сериале Г. Панфилова «В круге первом». Роль маленькая - из тех, что называют «второго плана». Но такой у него он получился выпуклый, этот Спиридон. Так становилось ясно: сколько же Кононов недоиграл! А через год он ушёл - умер в больнице от сердечного приступа. Кононов попал туда с пневмонией. И оказался никому не нужен... У него, инвалида II группы, не нашлось денег на дорогие лекарства, которые могли бы ему помочь.

Кононов не единственный в этом скорбном списке - списке кумиров, которым, пока они были молодыми, красивыми, талантливыми, рукоплескали миллионы. И которым государство не обеспечило достойной старости. Георгия Вицина в последний путь проводили лишь соседи да дочь с вдовой. Жил знаменитый актёр более чем скромно - в крохотной квартирке, забитой книгами. Николай Крючков в последние годы жизни вынужден был регулярно приходить в собес, чтобы ему хоть чуть-чуть добавили к пенсии, которую сжирала инфляция.

Заплатила жизнью

- К сожалению, актёры, которые в былые годы были кумирами миллионов, государству сегодня оказались не нужны, - говорит Валерия Гущина, генеральный директор Гильдии актёров кино России. - Хотя старшее поколение артистов судьбой своей доказало - их профессия и их жизнь неразделимы. Десятки лет они отдавали нам всё - душу, нервы, сердце, здоровье. Жизнь свою. А в конце этой жизни вдруг поняли, что, кроме популярности, ничего не накопили.

Как печально шутит Валерия Гущина, в последние годы Гильдия актёров кино из организации творческой превратилась в социальную - такая «актёрская скорая помощь». Потому что, кроме как в гильдию, многим из них идти за помощью больше некуда. Грустно, но помочь всем невозможно.

Марианна Стриженова. Источник фото: visualrian.ru

- За те 25 лет, что существует Гильдия актёров кино, мы пережили многое, - рассказывает Валерия Александровна. - Но несколько историй - особенно страшные.

Думаю, что старшее поколение зрителей помнит фильм «Овод» с Олегом Стриженовым в главной роли. Помнит, с каким обожанием все смотрели тогда на Джемму - актрису Марианну Стриженову, его тогдашнюю супругу. Последние годы жизни этой красавицы-актрисы были страшны. В одночасье она потеряла дочь, осталась внучка - девочка со сложным характером, которая, как все современные подростки, хотела бы иметь и одежду красивую, и технику модную.

   
   

А денег фактически не было. Марианна выглядела так, что служба охраны просто не пускала её в Дом кино, принимая за бродяжку. И это женщина, которая знала наизусть чуть ли не всю поэзию Серебряного века, которая некогда была сама элегантность.

В СССР известным артистам, лауреатам государственных премий полагались льготы, к примеру возможность получить хорошую квартиру в престижном доме. Но даже за эти крохи они в нынешних реалиях дорого заплатили. В случае с Марианной Стриженовой расплатой стала жизнь. Доведённая до отчаяния угрозами внучки, что она повесится, потому что не может больше выносить нищету (денег, которые ей в виде помощи могла перечислять гильдия, едва хватало на прожиточный минимум), Марианна продала свою квартиру на Арбате за 1500 долларов! А ровно через сутки по абсолютно неизвестным причинам у Стриженовой остановилось сердце. Наши адвокаты проверили все документы по сделке и не смогли их оспорить. В течение суток все её вещи были выброшены на свалку, и в квартиру въехали новые хозяева. Это был один из первых случаев, когда старые звёзды стали жертвами «чёрных риелторов».

Тамара Носова. Источник фото: russianlook.com

А дальше… Дальше актёрская жизнь стала разменной монетой в борьбе за элитную недвижимость. Прошло совсем немного времени - и следующей жертвой стала народная артистка России Тамара Носова, «королева комедии», как её называли. В последние годы жизни Тамары Макаровны гильдия оказывала ей материальную помощь, оплачивала лечение, приобретение лекарств.

Понимаете, Гильдия актёров - общественная организация и может материально поддерживать актёров, только привлекая меценатов и спонсоров. Но мы стараемся помогать актёрам не только финансово - сотрудники дирекции гильдии регулярно навещают одиноких и тяжело болеющих актёров, звонят соседям или их родственникам. И когда Тамара Носова перестала отвечать на звонки, мы поехали к ней домой и через соседей выяснили, что приходил неизвестный мужчина, представившийся племянником.

Мы опросили всех актёров, которые когда-либо работали с Тамарой Макаровной и могли хоть что-то знать о её жизни. Никто ничего не знал о племяннике! Ровно через полгода на сцену жизни выступил некий А. Васин, заявивший, что он племянник Тамары Носовой и имеет право на её квартиру. Актриса, которая к этому времени полгода как скончалась, была тайно кремирована, и урна с прахом находилась у А. Васина. Поступок этот, на наш взгляд, абсолютно дикий и должен быть обязательно наказан. Этим вопросом занимаются юристы, помогает нам народный артист РФ, председатель Комиссии Мосгордумы по культуре Евгений Герасимов.

А в странах СНГ былые кумиры живут ещё хуже наших. Мы ведь до последнего занимались Бориславом Брондуковым, которого Украина просто вычеркнула из своей культуры. После перенесённых им трёх инсультов его жене пришлось сдать квартиру, чтобы было на что купить лекар­ства, и переехать в деревню под Киев, в крошечную хату-мазанку. И мы, используя любую оказию, возили Брондуковым деньги наличными, потому что Банк Украины не проводил операции с русскими рублями. И только когда до министра культуры Украины дошли в конце концов все наши письма, туда приехали волонтёры и в первую очередь привели в порядок дом. Ведь артист, сыгравший более 100 ролей, блиставший в «Зелёном фургоне», «Афоне», «Приключениях Шерлока Холмса», жил в условиях нечеловеческих.

Территория беды

И остаётся актёрам в такой ситуации только одно - действовать по формуле «помоги себе сам».

- Количество нуждающихся артистов с каждым годом не убавляется, - продолжает Валерия Гущина. - И пока очередь дойдёт хотя бы до решения вопроса о включении актёров в авторское право, возникнет ещё множество трагических историй из жизни актёров кино старшего поколения.

Борислав Брондуков. Источник фото: russianlook.com

Но всё же в последние годы не всё так горько и безнадёжно. Никита Михалков создал и возглавил благотворительный фонд «Урга - территория любви», который оказывает огромную реальную помощь нуждающимся актёрам. Я бесконечно долго готова говорить и о фонде «Артист», который создали Евгений Миронов и Мария Миронова. Создали не ради дополнительной рекламы для себя, а потому что реально хотят и помогают артистам. Только членам Гильдии актёров кино фонд «Артист» передал около 100 сертификатов на бесплатное получение дорогих лекарств. Меценат, который просил не разглашать его имени, выделил средства для ежемесячной оплаты услуг ЖКХ 50 артистам. Хотя такие случаи, к сожалению, единичны. Меценатство у нас развито крайне слабо. Профсоюз как панацею от бедной старости и нищеты актёров неоднократно пытались организовать сами артисты - среди них Елена Драпеко, Евгений Жариков, Андрей Соколов, Игорь Петренко. Но усилия разбиваются о бумажную волокиту и отсутствие государст­венных гарантий.

Дирекция Гильдии актёров кино России говорит искреннее спасибо всем, кто ценит и любит артистов кино: тому же фонду «Артист», фонду «Урга - территория любви». Любви-то у нас много. И территория огромная. Но боли всё равно оказывается больше...