Петр Тодоровский: «Брожу по даче и забиваю гвозди»

Фото: АИФ

И на даче заваливаю себя работой

Мое поколение – это сплошные трудоголики. Даже когда я приезжаю на дачу отдохнуть, все равно заваливаю себя работой. Перечитываю свои сценарии и думаю, что легче – порвать или переписать? (Смеется) Мне свойственно самоедство, и дача и природа очень меня отвлекают от этого неприятного чувства. Погуляешь по лесу, посидишь в тенечке под деревом, поешь огурцов с грядки – и чувствуешь себя другим человеком. Особенно мне нравится работа руками. Люблю походить по даче с молотком. Какие-то дурацкие гвозди забиваю, что-то прикручиваю.

   
   

 

Фото: Сергея Иванова

Нужно помогать друг другу

Мне нравится, что у нас в дачном поселке все друг друга знают. Мы ведь все сейчас очень разобщились в России… Ей Богу, иногда не знаем, кто у нас за стеной… «Здрасьте» – «Здрасьте». И все. А как живут ваши соседи? В чем нуждаются? Иногда встречаешь кого-то на улице, спрашиваешь про общего знакомого. И выясняется, что его похоронили уже… А в деревне все на виду – и радость, и горе. Я всегда с соседями поддерживал хорошие отношения. С военных времен для меня очень важны такие понятия, как взаимовыручка и дружба… Я уверен, нам нужно помогать друг другу, надо объединяться – и с соседями по дому, и с соседями по стране. Пересмотрите картину режиссера Григория Чухрая «Баллада о солдате». Я считаю, что это один из лучших фильмов о войне… Молодой боец едет на побывку домой. По дороге он, тратя время своего драгоценного отпуска, помогает всем, кто в этом нуждается. В результате он едва-едва успевает обнять мать. Мораль проста. Даже пройдя ад, нужно оставаться человеком и делать добро!

Миром кончаются войны!

Недавно я закончил сценарий о послевоенном времени в Германии. Знаю о тех событиях не понаслышке. Дошел до Эльбы и оставался там до февраля 1946 года. Конечно, немцы много натворили в СССР, разрушили много наших городов и поселков. Естественно, те, кто потерял своих близких из-за пули фашистов, хотели отомстить. Но после войны мы с немцами год нормально общались в Германии. Были случаи, когда они не раз помогали. Если увидят нашего солдатика, которому плохо, тут же на повозку и в медпункт.

Миром кончаются войны! Наши офицеры, солдаты влюблялись в немок, а юные немки влюблялись в нас. Были такие прощальные сцены… Наш эшелон увозили ночью в Россию. Когда наша теплушка тронулась, на платформе еще долго в темноте стояли немецкие женщины и кричали: «Коля! Сережа! Ваня!». Была любовь… Даже в таких экстремальных условиях, как война, люди остаются людьми и влюбляются. Это Богом все придумано, не нами…

Несколько лет назад мне делали операцию в Германии. Со мной в палате лежал двухметровый немец. Рассказал, что был в гитлерюгенде, но в 16 лет попал в плен. Сегодня он в Германии известный инженер. Он мне показал свой шрам. Говорит, это русская мина кусок тела вырвала! На что я ему ответил гордо: «А я – русский минометчик!». Мы только посмеялись. Вот вам и война! Всем народам пора забыть обиды и распри и протянуть руку друг другу… Мы же люди.

Мы встречаемся, как родные братья

Не так давно был на Международном кинофестивале в Алма-Ате. Знаете, что порадовало? Ничего в отношениях людей из бывших советских республик не изменилось. Мы, выпускники ВГИКа, бросались в объятия друг друга, как родные братья. Ко мне подходили кинодеятели, простые люди и говорили, что любят Россию, хотят общаться с россиянами. Не правы те, кто говорит, что в советское время дружба между народами была формальной!

Со мной учились киргизы, узбеки, литовец, болгары, румыны… Я дружил с болгарином, он для меня был братом. Когда мы разъехались, потом много лет перезванивались. Когда мой дорогой друг умер, я полетел в Болгарию на похороны, несмотря на болячки. Ушел очень важный для меня человек… Разве важна национальность, когда есть родство душ, дружба, взаимовыручка…

 

   
   
Фото: Сергея Иванова

Верность – самое важное чувство в нашей жизни

Я часто вспоминаю моих полковых товарищей… Я закончил Саратовское военно-пехотное училище и приехал на фронт офицером, меня назначили командиром взвода. В мае 1944 года попал на Первый Белорусский фронт. И сразу оказался в гуще сражений. Это был сущий кошмар. В одном из своих первых боев погиб от снайперской пули мой лучший друг Юра Никитин. Детдомовец, талантливый человек… Замечательный парень, который еще не познал любви и женщины…

С другим нашим другом Сережей Ивановым мы прямо в степи Юрочку и похоронили. Много лет спустя я посвятил Юре Никитину свой первый фильм «Верность»… Именно это чувство я считаю самым важным в нашей жизни. Верность Родине, семье, идеалам…

Смотрите также: