Карен Шахназаров: «На самом деле, в нашей стране никто не хочет порядка»

«АиФ»: - Карен Георгиевич, узнав, что свой новый фильм вы снимаете по книге Ильи Бояшова «Белый тигр», я подумала: а не поздно ли режиссёры вновь начали снимать про войну? Ведь смотреть их будет поколение, у которого про эту войну такая каша в голове!

   
   

К.Ш.: - Отвечу так: я про войну не снимал ни разу. А мне эта тема интересна. Более того, это испытание, вызов. В моём понимании режиссёр, который не снимал войну, с профессиональной точки зрения всё равно что лётчик, который всю жизнь пролетал на «кукурузнике» и даже близко не подошёл к сверхзвуковому истребителю.

Не хотят понимать?

«АиФ»: - Этим летом вы стали зампредседателя Совета по культуре при Президенте России. У вас же есть реальная возможность повлиять на ситуацию с культурой в стране! Например, объяснить, что кино - это важный идеологический инструмент.

К.Ш.: - То, что кино имеет колоссальное идеологическое значение, объяснять не надо - это понятно всем. Нельзя допускать засилье иностранцев на наших экранах! Это же как с безопасностью: если не будешь кормить свою армию, тебе придётся кормить чужую. Однако меняется пока мало что. Каждый раз, когда говорю о том, что надо прекратить пиратские скачивания фильмов, в ответ слышу в том числе и от тех, кто в таких ограничениях должен был бы быть заинтересован: «Но ведь это же будет дорого стоить! Надо бы подешевле!..» Ну, ребята! Если вы хотите, чтобы было подешевле, тогда имейте то, что имеете.

                                                               
Досье
Карен Шахназаров, режиссёр, сценарист, гендиректор киноконцерна «Мосфильм». Родился в 1952 г. в Краснодаре. В 1975 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Его фильмы «Мы из джаза», «Курьер», «Цареубийца» и др. отмечены множеством призов.

Понимаете, у нас в стране пока никто не хочет реального порядка. У нас все говорят: вот самолёты падают, поезда с рельс сходят, корабли тонут… Надо найти виновных, навести порядок. Но порядок этот на своём личном уровне никто наводить не торопится! Да, он будет громко кричать про то, что припаркованные кое-как машины мешают, но свою машину будет при этом ставить так, как ему хочется. Он хочет, чтобы на дороге все соблюдали правила, а при этом будет ездить, как ему удобнее. Видимо, страна наша ещё не созрела для того, чтобы жить по чётким законам, перед которыми были бы все равны. И, чтобы она до этого созрела, должно, наверное, рухнуть что-нибудь более серьёзное, чем самолёт с хоккеистами.

То же самое и с кино - люди, работающие в этом бизнесе, не хотят никаких правил. Сколько говорили про введение электронного билета в кинотеатрах? Нет его! И я понимаю почему. Электронный билет нарушит все отлаженные схемы сокрытия реальных прибылей. А как только заходит речь о том, что надо ограничить американские фильмы, тут же слышатся крики: «Как! Вы хотите вернуть нас во времена Сталина! Мы не можем поступиться свободой выбора!» А во всём мире, и прежде всего в Европе, без всяких разговоров иностранное кино ограничивают, защищая своих зрителей и своих кинопроизводителей. И мне совершенно непонятно, почему мы так защищаем отечественный автопром или куриные окорочка, ставя заградительные пошлины, вводя квоты, но не защищаем отечественное кино.

А на телевидении что творится? Там идут десятки американских картин. Как это может быть?! Где в мире вы это увидите? Ни в Буркина-Фасо, ни в Сомали этого нет - только в Российской Федерации.

   
   

«АиФ»: - Почему вы, художник, это всё понимаете, а люди, от которых в этой стране зависит многое, не понимают? Или не хотят понимать?

К.Ш.: - Я думаю, что люди, которые реально что-то могут решить, окружены определённым кругом, в котором различные группировки лоббируют свои интересы. Делается это небескорыстно, как я могу догадываться, и очень яростно. Во всяком случае, во всём, что касается проката, это лобби заметно. И продраться к людям, принимающим решения, сквозь это плотное кольцо лоббистов очень трудно. Чем выше уровень, тем более влиятельные группировки там действуют и тем труднее добиться решения важных вопросов.

Некуда бежать!

«АиФ»: - О том, что в Советском Союзе всё было не так уж и плохо, говорят уже чуть ли не на правительственном уровне. Возникает вопрос: а зачем тогда надо было всё ломать?

К.Ш.: - По-моему, Чехов сказал о том, что русские очень амбициозны. Мы всё время считаем, что мы особенные. А на самом-то деле мы ничем не лучше и не хуже других народов. Наблюдая за тем, что сейчас в Европе происходит, я ловлю себя на мысли: моё поколение смотрело на Запад, как на чудо мироздания. А сейчас, когда Европа терпит такое серьёзное фиаско, понимаешь - идеала-то нет! И их империя тоже разрушится, и они повторят тот же путь, что прошли мы.

Когда Советский Союз рухнул, моя мама произнесла замечательную фразу: «Сейчас качели наклонились, качнувшись в сторону. Но они всё равно должны выправиться!» Да, в начале 90-х наш вечный противовес - Запад - поднялся очень высоко. Но теперь всё должно выровняться.

«АиФ»: - Но для этого должна появиться масса, которая сможет качнуть качели в нашу сторону. Видимо, это будут наши дети. А они захотят эти качели качать, страну из ямы вытягивать?

К.Ш.: - А они в этом практически убедятся: что на родине лучше, что её надо любить. Я читаю про то, как много народа хочет сегодня эмигрировать из России. Но куда бежать? Посмотрите на статистику: из Италии сегодня уезжает каждый второй молодой человек, в Испании 50% молодёжи ищет, куда уехать. Про Грецию мы даже не говорим. Некуда бежать!

Мне вообще кажется, что разговоры про утечку мозгов из России преувеличены. У нас мозгов таких сейчас нет, чтобы их кто-нибудь активно перекупал, учитывая нынешний уровень образования. Так что все эти разговоры про то, как у нас перекупают специалистов… Где они, эти специалисты? Дошло ведь до того, что у нас уже музыкантов в оркестрах не хватает - приходится из-за границы приглашать. У нас, в стране, где была величайшая музыкальная школа!

Так что новому поколению россиян деваться будет некуда, кроме как свою страну развивать. Их уже никто нигде не ждёт! Да и потом… В России во все эпохи молодёжь была прозападная, бунтарская. А все пожилые - ужасно консервативные. Вы не замечали? Причём с перебором, впадающие порой в ортодоксальный патриотизм. И моё поколение, когда нам было лет по 20, тоже было очень прозападное. На какой музыке мы воспитывались? Битлы, роллинги! А сегодня смотрю - мои ровесники стали такими консерваторами! То же самое и с нашими детьми произойдёт. В России так всегда было - либерально-западная молодёжь с годами превращается в славянофилов-почвенников. (Смеётся.) И это залог нашей выживаемости.

Говорю это потому, что люблю историю, люблю малоизвестные воспоминания, в которых ты ткань времени словно пощупать можешь. Ты читаешь и понимаешь: и в начале ХIХ, и в начале ХХ века происходило то же самое, о чём мы говорим сегодня. 1810 год. О чём волнуются? Что молодёжь воспитана на французских романах, что всё просвещённое общество говорит по-французски, исповедует их ценности. Но началась война с Наполеоном - и все эти западники стали на защиту Родины. Перед Первой мировой войной в России уважают всё немецкое. Грянула Первая мировая война - и все вновь ушли на фронт.

«АиФ»: - У вас прозвучало дважды: «А потом началась война - и всё встало на свои места». Значит, и сейчас нас по голове чем-то тяжёлым должно ударить, чтобы мозги на место встали?

К.Ш.: - К сожалению, по голове постоянно что-то бьёт. Не хотелось бы, чтобы это была война. Но я абсолютно убеждён: достаточно спокойный, несмотря на множество локальных войн, период заканчивается.

Так уж всё устроено - жизнь не бывает хорошей! Она никогда не устраивала человека. Даже на моём веку - у нас всегда кого-то ругали: то Хрущёва, то Брежнева, то Горбачёва, то Ельцина. А жизнь-то проходит! (Смеётся.) Возможно, недовольство - это некий внутренний стимул, который помогает человеку надеяться на то, что в будущем всё ж таки будет лучше. Так что мир будет меняться - и очень сильно. И тут для нас главное - не упустить свой шанс.

Смотрите также: