Олег Полтевский: «Мы привозим в Москву лучших исполнителей мира, которые почти не известны у нас»

«АиФ»: - Большой фестиваль РНО родился три года назад – в это время Москва, кажется, не испытывала явного недостатка в крупных и представительных международных музыкальных форумах подобного рода. В чем состоит отличие Большого фестиваля РНО от других московских музыкальных фестивалей, какова его философия?

   
   

О.П.: - Я бы с этим утверждением поспорил. Что мы понимаем под  крупным международным музыкальным форумом? Состав участников, уровень исполнения или количество концертов? На тот момент, когда мы делали свой первый фестиваль, в Москве явно не наблюдалось переизбытка качественных музыкальных событий. Событий по-настоящему высокого класса и сейчас не так уж много, хотя, конечно, в афишах филармонического сезона в последнее время стало появляться гораздо больше «звездных» и интересных имен. Наше принципиальное отличие от других фестивалей  в том, что в нашей афише вы видите много имен  совершенно новых. В этом году мы привозим в Москву Веселину Казарову, Сару Кобурн,  Лоуренса Браунли, Эльдара Джангирова и ещё с полдесятка замечательных артистов. Все это музыканты, которые входят в обойму лучших исполнителей мира, но при этом почти совсем неизвестны у нас. Именно это мы и считаем своей главной задачей – не идти проторенными путями и в 101-й раз приглашать в Москву Пласидо Доминго, а открывать публике новых высококлассных артистов. Собственно говоря, мы и свои абонементные программы в течение сезона стараемся строить по этому же принципу – в них мы обязательно пытаемся включать редко исполняемые произведения, несправедливо забытых авторов или же какие-то новые прочтения хорошо известного. А фестиваль – это праздник, и мы можем позволить себе сделать небольшой крен в сторону развлекательности. Мы предлагаем целый дивертисмент программ, среди которых вы увидите и балет, и литературно-музыкальные композиции, и джаз. Мы можем себе позволить экспериментировать и пробовать себя в каких-то новых областях и жанрах.

Некоторые фестивали берут количеством концертов и масштабом. Некоторые – мощным пиаром и обилием рекламы. А мы – прежде всего, высочайшим уровнем исполнительского мастерства и  стремлением представить московской публике лучшее из того, чем восхищается весь мир. Свою миссию мы видим в том, чтобы наши слушатели не чувствовали себя живущими на задворках мирового музыкального процесса.

«АиФ»: - Афиша нынешнего фестиваля насыщенна, разнообразна и в целом интригующая. Однако же в ней должны иметься какие-то особенные «изюминки». Что Вы можете выделить в качестве главных, уникальных  событий фестиваля?

О.П.: - Что касается «изюминки» предстоящего фестиваля  - наш фестиваль весь состоит из одних изюминок! Мы и сами – изюминка, которая собирает полные залы крупнейших и престижнейших международных музыкальных фестивалей. И каждый концерт фестивальной афиши у нас – тоже изюминка. Взять хотя бы вечер с Эдвардом Радзинским, в котором Михаил Плетнев сам подобрал музыкальные фрагменты, которые будут сопровождать звучащий со сцены текст – это разве не изюминка? А выступление Лоуренса Браунли – конкурента Флореса, уже начинающего теснить его с пьедестала главной звезды белькантового пения? А знаменитейшая оперная дива Веселина Казарова, которая никогда прежде в Москве не выступала? А российская премьера симфонии Бернстайна «Каддиш», которая была посвящена погибшему Джону Кеннеди, - в ее исполнении примет участие сам автор текста Самуэль Пизар, личный советник Кеннеди, человек совершенно удивительной судьбы? А «Манфред» Чайковского в исполнении РНО и Плетнева – признанно лучших на сегодняшний день интерпретаторов Чайковского во всем мире? А Эльдар Джангиров – в свои 24 года он настоящая джазовая звезда! Одним словом, приходите на фестиваль РНО, увидите и услышите все это сами.

«АиФ»: - Один из вечеров фестиваля отдан джазу. Чем вызвано подобное «расширение формата»?

О.П.: - Это далеко не первое наше обращение к джазу – и, надеюсь, не последнее. Джаз в его лучших образцах – это тоже высокое искусство, и это самым естественным образом вписывается в мультижанровую концепцию фестиваля РНО. Год назад на нашем втором фестивале вместе со своим ансамблем играл Роби Лакатош – виртуознейший скрипач, пожалуй, лучший в мире исполнитель в жанре цыганского джаза-«мануш».  В этом году выступит многократно номинировавшийся на «Грэмми» Эльдар Джангиров со своим трио и в сопровождении наших замечательных солистов. Думаю, что и на следующем фестивале нам будет, чем порадовать любителей джаза.

   
   

«АиФ»: - В программе нынешнего фестиваля мы видим много довольно трагических произведений.  Это просто случайность или же это отражение взглядов руководства фестиваля и оркестра на современный мир и положение вещей в нем?

О.П.:  - Пожалуй, вы отчасти правы. Хотя мы и не ставили перед собой такую задачу, составляя программу фестиваля, но, наверное, это не просто совпадение. Глядя на то, что происходит в сегодняшнем мире, поводов для оптимизма находишь не слишком много... Тем не менее, противостоять всеобщему упадку и тотальной бездуховности, овладевающей миром,  мы можем только одним способом – нести людям высокое искусство, дарить праздник встречи с прекрасным.  В афише нынешнего фестиваля есть несколько вечеров, которые наверняка доставят слушателям только радость - это  концерты Веселины Казаровой, Эльдара Джангирова, два наших гала-концерта – оперный и балетный.

«АиФ»: - Расскажите поподробней о концерте 11 сентября.

О.П.:  - Концерт 11 сентября – это специальный проект фестиваля, мемориальный  концерт, посвященный   памяти жертв  трагедии, случившейся ровно десять лет назад в Нью-Йорке, проводится он при особой поддержке Министерства культуры РФ. И тут мы снова возвращаемся к теме нашей озабоченности и печали по поводу того, что происходит в современном нам мире. Мы не могли не откликнуться на идею сделать такой концерт. В программе прозвучит – и это будет российская премьера – Третья симфония Бернстайна «Каддиш: диалог с Богом». Каддиш – это поминальная еврейская молитва, которая читается сыном по отцу. Сам автор посвятил ее убитому вскоре после завершения симфонии Джону Кеннеди. В ее исполнении в Москве примет участие человек поистине удивительной судьбы, бывший узник Освенцима, советник Кеннеди, видный политический и общественный деятель Самуэль Пизар. Он сам будет читать тот текст, который написал по просьбе Бернстайна. А во втором отделении прозвучит Тринадцатая симфония Шостаковича «Бабий яр», сольную партию в ней исполнит один из самых выдающихся баритонов мира Сергей Лейферкус.

«АиФ»: - Надо полагать, организация столь амбициозного проекта требует весьма серьезных финансовых затрат. Окупается ли Большой фестиваль РНО?

О.П.: - Увы, нет… Без  спонсорской поддержки  осуществить фестиваль, подобный нашему, просто невозможно. Вот сухие цифры: стоимость аренды Большого зала консерватории -  от 600 тысяч до миллиона рублей. Перелет только одного из наших приглашенных солистов – Лоуренса Браунли - обходится  в 10 000 долларов. И так далее…  Иногда, конечно, мы сознательно идем на убытки, если  цель того стоит; бывает, настолько хочется осуществить задуманное, что уже неважно, в плюсе мы остаемся или в минусе – важно сделать что-то по-настоящему стоящее… К счастью, есть целый ряд друзей и партнеров, которые поддерживают нас во всех наших начинаниях на протяжении многих лет.  Удивительно здесь другое – когда те, кому, как говорится, сам Бог велел помогать, вместо помощи ставят палки в колеса.  Судите сами: единственный способ, которым мы можем отблагодарить наших меценатов за щедрость  – это рассказать об их поддержке, поставить в фойе зала баннер спонсора; это вполне цивилизованная практика, принятая во всем мире.  Но почему-то в Европе все понимают, что это хорошо и правильно,  и всячески поощряют меценатство.  А с нас в Большом зале консерватории требуют за размещение такого баннера абсолютно немыслимые деньги! Боюсь, при таком положении дел Европой мы себя ещё не скоро сможем почувствовать, и на расширение круга тех, кто готов поддержать искусство, рассчитывать тоже вряд ли стоит.

«АиФ»: - Столичным меломанам, которые третий год подряд имеют в своем графике Большой фестиваль РНО, можно только позавидовать любители музыки из других регионов страны. До появления фестиваля оркестр на протяжении нескольких лет подряд осуществлял совершенно  замечательные волжские турне. Это прекрасное начинание прервалось навсегда? Искусством Российского национального оркестра смогут наслаждаться лишь жители Москвы, а также других стран и континентов?

О.П.: - С 1998 года - почти 10 лет – мы ездили в свои турне по Волге, привозили туда замечательные программы. А потом как-то так получилось, что в этот регион стало приезжать очень много столичных артистов и коллективов, и его культурная жизнь стала настолько насыщенной, что мы не видим сейчас смысла ездить туда – в культурных событиях там сейчас недостатка нет совершенно точно. Сейчас мы осваиваем другие регионы. В конце сентября у нас состоится довольно большое турне по сибирским городам – Пермь, Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск.  Будут концерты в Санкт-Петербурге, в Красноярске – и даже в Иваново. А что касается других стран и континентов – весной и летом в нашем графике стоят турне по Латинской Америке и большие азиатские гастроли (Корея, Тайвань, Япония), летом – уже традиционные выступления в США. Ну, и Европу мы тоже, конечно, не забываем.

Расписание концертов  Большого Фестиваля