Потом был концерт и его трансляция в новогодние каникулы на самом главном канале страны. На следующий день стало понятно, что на нашей сцене появилась новая звезда.
Когда Русское Радио вручило Елене Ваенге свой главный приз – «Золотой граммофон», певица немного расстроилась.
Этот приз за песню «Курю» она получила, как обычно бывает на всех церемониях этой радиостанции, из рук врача-нарколога. Позже Лена выговорилась: «Эта песня совсем не о курении. Она об одиночестве и конфликтах. А курение… На своем опыте знаю, что оно не спасает».
Родом из детства
«АиФ»: – Елена, у вас много поклонников. Как вы считаете, все ли они верно понимают то, о чем вы поете?
Е.В.: – Некоторые упрекают меня в безграмотности. А я, действительно, пишу неграмотно, без знаков препинания и без заглавных букв. Но я себя успокаиваю: «Ну, хоть говорю не совсем безграмотно». Но если б я еще и говорила коряво и этим оскорбляла слух своих слушателей, это бы вообще была бы жесть. А так… Жаль, что больше всего от моих ошибок страдает мама. Она у меня очень грамотный человек. Да у меня и все члены семьи – люди очень образованные.
«АиФ»: – Говорят, что все родом из детства. Каким оно у вас было?
Е.В.: – Как такового детства у меня не было. Но, поскольку оно было моим, я не представляю, каким оно должно быть. Жили мы в маленьком поселке Вьюжный. И мои родители посвящали мне немало времени и заполняли все мое время самыми разными занятиями. Да, меня с детства учили всему. В шесть лет отдали в горнолыжную школу (и теперь, окончив спортивную школу, я не только профессиональная горнолыжница, но еще и судья, и тренер по горнолыжному спорту). Затем начались еще и занятия в других школах: музыкальной и общеобразовательной.
«АиФ»: – Свои музыкальные пристрастия вы когда обнаружили?
Е.В.: – Года в три на пианино подобрала песенку про миленка Ваню. Не думаю, что много детей смогут в этом возрасте подобрать по слуху и сыграть на пианино мелодию. А в девять я написала уже первую песенку. Кроме того, мой папа с детства воспитывал во мне характер. Я на всю жизнь запомнила свои утренние пробежки! Вставала в шесть утра и бежала в любую погоду. А потом рыдала в коридоре. И называла отца извергом.
А еще отец меня заставлял с секундомером раздеваться и одеваться в детстве. От шубы до трусов и обратно. И это было для меня пыткой. Я теперь понимаю, зачем он это делал. Он так закалял мой характер, и это была потрясающая школа жизни, которая очень выручает меня сейчас. Что бы со мной ни случилось, я всегда иду вперед. Я вообще очень благодарна своим родителям. Всю свою жизнь они посвящали мне. Когда я играла на пианино, мой папа сидел на кухне и слушал мою игру. Папа – мой главный критик. Он долго не признавал во мне артистку. Часто говорил: «Элла Фицджеральд поет, Анна Герман поет. Гершвин писал музыку, Чайковский писал музыку, Паулс писал… Ну а ты-то что делаешь?!». А потом признал, но произошло это очень неожиданно. Однажды ему понравилась песня, и он поинтересовался, кто ее автор. Как же он удивился, когда узнал, что эту песню написала я…
Тайна имени
«АиФ»: – В шестнадцать лет вы уехали из дома. Почему? Захотелось самостоятельности?
Е.В.: – Во‑первых, я поехала учиться. Но и, не скрою, самостоятельности мне тоже очень хотелось. Мне же все запрещали! Но у меня такой характер, если мне скажут, что что-то не стоит делать, я обязательно наперекор сделаю именно так. Но на первом месте была все-таки учеба. С тех пор я учусь постоянно. У меня два образования. Некоторые винят меня, что я оба называю высшими. Могу уточнить, одно было среднее специальное. Но тот, кто знает, что такое музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова, тот со мной согласится. Одно оно как два высших образования в институтах. Я занималась с 8 утра до 12 ночи. Я не знала, что такое пойти погулять. Зайти в субботу на дискотеку было для меня таким праздником! Я по пальцам могу пересчитать дискотеки, на которые ходила, пока была студенткой Рим-Кора (так Елена называет музыкальное училище. – Авт.) И я, кстати, не была одной из лучших студенток! У меня были и четверки с тройками. Все, что касалось точных музыкальных наук: сольфеджио и гармонии – математики в музыке – у меня шло со скрипом.
«АиФ»: – Ваши родители радуются вашим успехам?
Е.В.: – Конечно. Кстати, мой псевдоним Ваенга подсказала мама. Я его взяла совсем не потому, что стыжусь своей фамилии. Как раз напротив, я ею очень горжусь. (Мой дедушка по линии матери, Василий Семенович Журавель, был контр-адмиралом Северного флота, он упоминается в книге «Знаменитые люди Санкт-Петербурга», а также во многих энциклопедиях. Родители отца – коренные петербуржцы, блокадники: дедушка был зенитчиком, воевал под Ораниенбаумом, а бабушка – врачом в госпитале). Просто после первой и неудачной попытки попасть в российский шоу-бизнес, по условиям контракта, заключенного с крупной продюсерской фирмой, выступать под своей фамилией – Хрулева – я не могла. И тогда мама предложила мне взять имя Елена Ваенга. Так называется река на Кольском полуострове, в том месте, где я родилась.
Московские уроки
«АиФ»: – Десять лет назад по приглашению Юрия Чернавского, известного композитора, вы приехали в Москву. Но не задержались в Белокаменной. Ваши продюсеры не выполнили условия контракта с вами. Вы очень расстроились?
Е.В.: – Сейчас уже нет. Я даже рада, что популярность ко мне пришла не в двадцать три года, а на десять лет позже. Это помогло мне здраво отнестись и к поклонникам, и деньгам, которые мы стали зарабатывать, а еще за эти десять лет я получила и театральное образование. К моменту, когда я уехала из Москвы, при Балтийском институте экономики, политики и права открыли кафедру театрального искусства. Туда я и поступила и с увлечением училась в классе Петра Сергеевича Вельяминова. И закончила этот институт с красным дипломом.
«АиФ»: – В прошлом году вы вновь решили штурмовать Москву?
Е.В.: – В мои планы это не входило. Я просто приехала на концерт. Тем более что я не вижу особых отличий московской публики от какой-либо другой – новосибирской, краснодарской или питерской. У всех людей одни и те же проблемы.
«АиФ»: – Но все-таки какие-то уроки из первого посещения столицы вы извлекли?
Е.В.: – Конечно. Главный урок – теперь я работаю только со своими родственниками. Мой продюсер – муж, директор – мой племянник. Близкие подруги шьют мне концертные костюмы. Почему? Ответ простой. Свои у своих не воруют. И не воспринимают творчество, как товар.
Надежный тыл
«АиФ»: – Говорят, вы очень необычно познакомились со своим мужем? Как это произошло?
Е.В.: – Я спешила к своей бабушке и практически угодила под колеса его машины. А на следующий день, когда мы с ним вместе ехали, я так темпераментно объясняла ему дорогу, что мы угодили в аварию. Я оказалась в больнице, а Иван Иванович стал меня навещать. Так и продолжает заботиться обо мне все эти годы.
«АиФ»: – У вас ведь большая разница в возрасте? Трудно жить с мужчиной, который старше вас на двадцать лет?
Е.В.: – Разницу в возрасте я не ощущаю. И если бы не Иван, вряд ли я стала бы такой, как сейчас, и не получила бы два образования. Сначала он часто уезжал из дома на заработки. У него был свой бизнес, и все деньги, которые мой муж зарабатывал, он вкладывал в меня. Оплачивал записи, покупал костюмы. А я не всегда успевала ему приготовить поесть! Он все понимал и совсем меня не упрекал. Более того, поддерживал. Мне хотелось всего и сразу, а он, мудрый и сдержанный, не торопил и подбадривал меня. Даже когда я в растрепанных чувствах вернулась из Москвы, он сказал: «Продолжай работать. Подожди, все еще будет». И оказался прав.
«АиФ»: – Если бы вам пришлось писать об Елене Ваенге статью в музыкальную энциклопедию, что бы вы написали?
Е.В.: – Я бы написала, что она, то есть я, – трудоголик, каких еще поискать. Но я считаю, что человек, которого Бог наградил талантом, обязан нести за него ответственность и очень много работать. Если ему что-то дается, он должен бережно относиться к своему Дару и направлять все в благое дело. Мне повезло. Кроме дара у меня есть способности притягивать к себе надежных людей. Вокруг меня собралось столько единомышленников, что с их помощью мне удается реализовать все, что мне дано свыше.
Смотрите также:
- Женя Рассказова: «На "Фабрике" мне петь не давали» →
- Муслим Магомаев. Он не любил слушать тишину →
- Екатерина Семенова: «Петь я начала от горя» →