Олег Меньшиков: за что ругали «покровского пленника»

   
   

Ему 50, и, как в известном анекдоте, с этим уже ничего не поделаешь. Список его наград внушителен: народный артист России, трижды лауреат Госпремии РФ, премии английского актёра-классика Лоренса Оливье (единственный в России), премии «Триумф» (причём «за выдающийся вклад в отечественную культуру», в 36 лет!), множество прочих призов. Не зря Меньшикова называют везунчиком, любимцем Фортуны. Или это везение - всего лишь одна из легенд, которых ходит про актёра множество?

Не Гамлет, а…

Парадоксально, но список его ролей в сравнении со списком наград смотрится явно скромнее. Говоря попросту, к своим 50 Олег Евгеньевич сыграл мало. Больше - не сыграл. В том смысле, что ему не повезло, как нарочно, именно с ролями мирового репертуара, казалось бы, для него созданными: Гамлет, Ромео, Онегин или Печорин, Хлестаков, князь Мышкин, Рогожин, Раскольников и т. д., и т. д. Режиссёр Сергей Бодров видел его Чайковским и Мандельштамом, Валерий Фокин - Хлестаковым. Правда, Гамлет в начале 90-х чуть не стал реальностью. Меньшиков хотел, чтобы спектакль ставил литовский гений Эймунтас Някрошюс. Но репетиции так и не начались. Не был снят Михалковым и фильм о Грибоедове с Меньшиковым в главной роли.

…вечный Костик

Думаю, спорить никто не станет: мы говорим «Меньшиков» - подразумеваем «Костик». Роль в т/ф «Покровские ворота» Михаила Козакова не только открыла 22-летнего артиста, но и очень полюбилась публике. Хотя в этот же 1982 год вместе с фильмом Козакова вышли «Родня» Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Балаяна. В обоих у начинающего артиста были яркие эпизоды и талантливейшие партнёры, но запомнился именно Костик. И хотя выражение «актёр одной роли» всё-таки к Меньшикову не относится, особо желчные критики называют его «покровским пленником». Его Костик брал победительным, сокрушительным обаянием молодости. Фактически он сыграл самого себя - весёлого, полного надежд и оптимизма московского мальчика с гитарой.

Вопреки легенде о безоблачной карьере его немало ругали, и ругали жёстко, отмечая однообразие, эксплуатацию внешности, игру на штампах, ставку на эффектную театральность. Особенно доставалось его режиссёрским работам. В 1995-м Меньшиков создал «Театральное товарищество 814», уйдя в 1989 г. навсегда со штатной актёрской службы в театре. Дебют «Товарищества» и Меньшикова-режиссёра - «Горе от ума», где он сам сыграл Чацкого (единственную, увы, в его биографии столь крупную классическую роль). Он словно рождён был для этого, надо сказать, не самого выигрышного образа. Меньшиков по своей актёрской природе - редкое сочетание данных романтического героя и героя-«неврастеника»: лёгкий, умный, внутренне свободный, пластичный, с быстрыми импульсивными реакциями (любопытно, что кумир Меньшикова - Андрей Миронов).

Спектакль, в постановку которого Олег Евгеньевич вложил свой гонорар за «Сибирского цирюльника», вызвал неприятие в столичной прессе, восторженный приём на гастролях и благодарный отклик Сергея Юрского: «Главное, что вызвало мою радость, - отсутствие цинизма». Спектакль шёл недолго, как и другие постановки «Товарищества». Как и легендарный «Нижинский», сыгранный блестяще в паре с Александром Феклистовым, - он просуществовал всего 3 месяца. Как и не менее легендарный «Калигула» Петра Фоменко - ещё одна звёздная роль Меньшикова, от которой тоже остались одни воспоминания. Канул в небытие и спектакль-сенсация Валерия Фокина в Ермоловском - «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Радзинского, где партнёршами Меньшикова были Доронина и Догилева. Это к вопросу о небывалой «везучести» Меньшикова. А уж такие его роли, как Буланов в «Лесе» и Ганя Иволгин в «Идиоте», сыгранные им так обнадёживающе-талантливо ещё на заре актёрского пути в Театре Советской армии, вообще видели единицы. А недавний его моноспектакль «1900-й» идёт очень редко, и билеты дороги.

Не лучше и с кино. Не увидишь первый отечественный триллер «Дюба-дюба», где у него центральная роль. Почти не показывают «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, после которого артист собрал немало призов за роль контрактника Сашки-Слая. Чего стоит хотя бы кадр, где он, не пряча злых, отчаянных и таких непрошеных слёз, поёт «Прощание славянки»!

   
   

...или «отказник»?

Второй его культовой ролью стал Митя в «Утомлённых солнцем». А ведь её могло и не быть - по поводу роли Меньшиков сомневался. Он много от чего и отказывался. Даже от съёмок в Голливуде с Шоном Пенном - сценарий не понравился. Как не впечатлил его и сценарий михалковских «12» - прочёл и не дал согласия сниматься. И в «Сибирском цирюльнике», к которому Михалков вернулся аж через 10 лет, актёр согласился работать не сразу. А на предложение сыграть Митю в «Утомлённых солнцем-2» ответил остроумно: «Никита Сергеевич, а вы, что, не в курсе, что вы меня убили?» Он сразу почувствовал главную «натяжку» - реанимацию героев. Однако же сыграл.

Но есть и «зато»! Зато Меньшиков играл Живаго и Бендера, Есенина с Ванессой Редгрейв (Айседорой Дункан) в Лондоне в спектакле «Когда она танцевала» (за что и имеет премию Л. Оливье). Снялся с Хелен Миррен и Ингеборгой Дапкунайте в английском же телесериале «Prime Suspect 6», с Катрин Денёв в к/ф «Восток - Запад».

Олег Меньшиков действительно и в свои 50, как когда-то в 25, продолжает подавать надежды. От него по-прежнему ждут роли-события, роли «виража, кульбита», по выражению Валерия Фокина. Но уже не называют, как лет 10 назад, великим и гениальным, лидером поколения, «актёром, в котором нация созерцает самоё себя». И слава богу, что не называют. Потому что нам всем и вправду очень не хватает сегодня в кино и на сцене очень хорошего артиста Олега Меньшикова. И всё ещё верится: несмотря на то что сделано немало, он способен на большее.

Смотрите также: