Эннио Морриконе: «Женское тело - лучший инструмент!»

   
   

«Где-то около пятисот», - говорит он. Зато все зрители точно знают, что именно его мелодии звучат в картинах, которые давно уже признаны культовыми, - «Однажды в Америке», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой», «Двадцатый век», «Спрут».

7 марта в Кремле маэстро представит российской публике уникальную программу, составленную из лучших своих произведений. В концерте примут участие Большой симфонический оркестр Италии, большой хор из ста голосов Российского государственного музыкального телерадиоцентра. А накануне визита в столицу Морриконе дал эксклюзивное интервью нашему еженедельнику.

 

«Звонки меня не озолотили»

- Господин Морриконе, сегодня, по-моему, нет мобильного телефона, из которого не звучала бы ваша музыка.

- Честно признаюсь, что такое использование моей музыки меня совершенно не интересует и не вдохновляет. Конечно, я прекрасно понимаю, что если ту или иную мелодию начинают активно загружать в качестве телефонного звонка, то это - свидетельство успеха композитора. Однако я предпочитаю, чтобы успешность моих мелодий выражалась премиями или суммами гонораров (смеётся).

   
   

- Зато мобильные операторы, наверное, озолотили вас, отчисляя проценты за использование ваших мелодий?

- Мне лично никто не платил. Не уверен, что кто-то в принципе готов делиться с другими прибылями.

- Достоевский писал, что красота спасёт мир. А может ли человечество спасти музыка?

- Музыка может многое, но, увы, только на теоретическом уровне. Наверное, если бы все пели, то на земле не было бы ни войн, ни международных конфликтов (смеётся). Но мы прекрасно понимаем, что это утопия! На мой композиторский взгляд, все без исключения люди должны любить музыку и слушать её целыми днями. однако на практике общество становится всё более невежественным. Следовательно, я не верю в спасительную силу искусства.

 

«Музыку не слушаю, а создаю»

- Говорят, что Пазолини заказал вам написать музыку к его фильму, но сам фильм показать вам постеснялся.

- Вы имеете в виду «120 дней Содома»? Было! Пазолини действительно устыдился показать мне этот фильм - слишком много в нём было довольно откровенных сцен. Пазолини хотелось, чтобы в картине звучали мотивы танцев, которые были в моде в определённую эпоху. Поэтому я смог воссоздать их и без созерцания порнографических сцен. Получился очень оригинальный фортепианный отрывок. А фильм этот я так и не посмотрел!

- Bо времена Пазолини такая откровенность шокировала, а сегодня жёсткие, почти порнографические сцены в кино в большой моде.

- Я бы всё-таки различал сцены эротические и порнографические, которыми изобиловали фильмы Пазолини. Эротика - это не так уж и плохо, хотя я такие вещи не очень люблю. Но если мне надо написать музыку к таким сценам, то я пытаюсь нащупать в ней некую духовную вену, которая могла бы объяснить или искупить эту откровенность.

- Bы много работали с самыми известными режиссёрами - серджио Леоне, Брайаном де Пальмой, Бернардо Бертолуччи. Какими они вам запомнились?

- Как высочайшие профессионалы. А с Серджио Леоне мы были близкими друзьями - наши дети учились вместе, мы дружили семьями. Ругались ли мы с ним, когда работали над «Однажды в Америке»? Нет! Мы просто с воодушевлением, упорством и напряжением обсуждали определённые вещи. Нет-нет, это совсем не ругань - ведь длились такие стычки всего пару минут! Я бы сказал, что мы с ним вообще никогда не ссорились. Просто когда вещи создаются серьёзно, рабочее напряжение неизбежно. А как вы хотели?!

- B своих композициях вы часто используете женский голос как один из инструментов.

- Использовал. теперь - нет. Но голос как таковой - самая естественная и потрясающая вещь, которая существует в мире музыки. Потому что он льётся из нашего тела, а не из инструмента. Инструментом является сама человеческая плоть.

- Что вы слушаете сами, когда вам хочется поднять себе настроение?

- Что я слушаю, когда хочу поднять себе настроение? Красивую музыку и ничего более. Но когда я у себя дома, я не слушаю её, а создаю.

- Правда ли, что вы как-то играли в шахматы и с Гарри Каспаровым, и с Анатолием Карповым? И кто же вышел победителем?

- С Карповым я играл - целых два раза. И со Спасским, и с Каспаровым. особенно горжусь той партией, что разыграл со Спасским. Правда, в большинстве случаев я имел честь проиграть - ведь я же вхожу всего лишь во вторую национальную шахматную категорию Италии.

Смотрите также: