Александр Сокуров: «Традиций коммерческого кино у нас никогда не было»

   
   

Известный режиссер недавно ставл лауреатом Всероссийской премии «Хранители наследия» в номинации «Подвиг»

«Охта-центр» - в Москве?

А.С.: - В России получать какую-то «отметку» за работу всегда особенно важно, - признался «АиФ» режиссёр. - Потому что мы живём в более сложных условиях, чем Европа. Процессы, которые происходят в нашем обществе, гораздо острее и конфликтнее, социальная и культурная ситуация - кризисная. Поэтому тем, у кого одна родина, один паспорт, одно гражданство, отойти в сторону от этой тревоги невозможно.

«АиФ»: - Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), которое вас наградило за вклад в борьбу за сохранение объектов культурного наследия, в июле исполнилось 45 лет. Оно эффективно работало даже в годы советской власти и перестройки. Но сейчас у него, пожалуй, самые трудные времена. Вы согласны с этим?

А.С.: - «Общество охраны памятников»… Вдумайтесь, в России мы так называем общественную организацию! Охрана и защита - от кого? В стране появилось большое число людей, которые сознательно, осмысленно осуществляют работу по разрушению памятников. Я надеюсь, что придёт время, когда «Общество» или какая-то другая организация поимённо назовёт каждого руководителя строительной организации, каждого архитектора, на совести которых разрушенный фундамент, снесённое здание - стёртая память народа.

Нам очень трудно бороться с мощной деструктивной силой, которая в русских городах год за годом становится крепче. Ни одного города вы не назовёте, которому не были бы нанесены неизлечимые раны: Екатеринбург, Нижний Новгород, Архангельск, Тверь…

Москвичи долго с иронией наблюдали за тем, как мы сопротивляемся деструкции в Петербурге… А потом оглянулись на Москву и увидели: там процессы зашли так далеко, что уже не остановить. И что это за город такой теперь - Москва, что за среда обитания, столица чьей страны, какого народа, сегодня трудно даже и сказать. Добро никогда не происходит само по себе, это зло существует само по себе. А добро - это сила сопротивления, борьба. Можно погубить город, и это будет зло. А можно отстоять - и это будет добро.

   
   

«АиФ»: - Насколько среда обитания формирует человека?

А.С.: - Только в городе, в котором соблюдены национальные традиции, вырастают чистые люди, поколения, дающие надежду. Только в таких городах ясная политика, просветлённые умы, которые позволяют обществу развиваться с соблюдением одного-единственного нужного всем нам принципа - эволюционного. По сравнению с сохранением среды обитания деньги ничего не стоят.

«АиФ»: - Вы известны как последовательный противник строительства «Охта-центра». Как вам кажется, башню всё-таки построят?

А.С.: - Пока желание это сделать очень велико. Есть одна альтернативная идея - интересная, смешная и в то же время очень крупная. Я знаю инициаторов, но пока не могу назвать. Может быть, башню перенесут в Москву.

В Европе - дешевле

«АиФ»: - Чтобы российское кино сохранилось, ему тоже нужно «общество охраны»?

А.С.: - Гнаться за американцами бессмысленно. Традиций коммерческого кино у нас никогда не было. Самые известные советские ленты - это, по сути, фильмы авторского кинематографа: Данелия, Тарковский… В мировом пространстве русское кино известно только по замечательным именам. Наши коммерческие картины, сериалы и их режиссёры никому не известны. Если не поддерживать авторское начало, то русского кинематографа не будет.

«АиФ»: - Но ведь ваш новый фильм «Фауст» государство поддержало?

А.С.: - Инициатором создания картины стал Владимир Путин, а поддержал нас один российский фонд. Благодаря этим обстоятельствам съёмки картины оказались возможны. Но у нас нет ни копейки денег от государства, от Министерства культуры.

«АиФ»: - Сначала вы планировали часть картины снимать на «Ленфильме», но всё сделали на Западе. Почему?

А.С.: - Потому что такую большую картину ни одна студия в России сейчас освоить не может. В Европе работать дешевле, чем в России. На «Ленфильме» я бываю часто - студия еле-еле стоит на ногах. В перспективе «Ленфильм» как самостоятельный организм существовать, видимо, не будет, его объединят с одной частной структурой, которая наобещала много, но пока ничего не выполнила. Если до зимы не последует ассигнований, не знаю, как «Ленфильм» просуществует: надо платить за свет, газ, отопление…

«АиФ»: - Увидят ли в России «Фауста»?

А.С.: - Картину закончим к декабрю, оригинал будет на немецком языке. Мы пока не делаем русской версии: нет заявок ни от одного прокатчика, ни у кого нет желания посмотреть его. В Европе картину берут, планируется прокат в разных странах. Но в России её показать удастся, если сверху надавят на какой-нибудь телеканал: «Ну-ка, покажите!»

«АиФ»: - Не перестаёте удивляться, как в нашей стране не ценят таланты?..

А.С.: - Зато расцветает общество потребления - кургузое, по-русски сформованное. Но не будет культуры - не будет России. Наша страна - очень маленькая, в смысле культуры, хрупкая. В условиях стирания границ в мире, в том числе и между культурами, русской культуре, если мы не будем сопротивляться, не устоять. 

Досье

Александр Сокуров, режиссёр, сценарист. Родился в 1951 г. в д. Подорвиха Иркутской обл. В 1974 г. окончил исторический факультет Горьковского госуниверситета. Во время учёбы делает свои первые телепрограммы на местном ТВ. В 1979 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Народный артист РФ. Лауреат многочисленных премий, в том числе дважды - Госпремии РФ.

Смотрите также: