Клод Лелуш: «Каждый раз на съёмках я немного влюблялся в актрис…»

Клод Лелуш. © / www.globallookpress.com

На 32-м Московском международном кинофестивале легендарному французскому режиссёру вручили приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф».

Досье
Клод Лелуш родился в 1937 г. в Париже. Актёр, режиссёр, сценарист, продюсер, оператор. Снял картины «Человеческая сущность», «Любовь со многими «если», «Брак», «Другой мужчина - другой шанс» и др. За к/ф «Мужчина и женщина» получил Гран-при в Канне и два «Оскара».
   
   

Ольга Шаблинская, «АиФ»: - Господин Лелуш, в 60-е годы ваш фильм «Мужчина и женщина» наделал много шума. Новая картина называется уже «Женщина и мужчины». Неужели за прошедшие 40 лет «расстановка сил» изменилась?

Клод Лелуш: - Совершенно верно. Женщины сегодня более эмансипированы, независимы и требовательны. Сильному полу тяжело принять эти перемены. Когда-то мужчина был ценен сам по себе, ему даже не приходилось прилагать усилий, чтобы убедить девушку выйти за него замуж. Сейчас прекрасный пол больше не хочет довольствоваться такой заданностью.

Я хочу, чтобы мужчины научились любить этих новых женщин. Они всё так же прекрасны, как и десятки лет назад. Просто дамы бросили нам вызов. Мы должны его принять, должны показать, на что способны, и соответствовать новому поколению женщин.

На самом деле все фильмы, которые я снимаю, - для женщин. Они мне интереснее. Женщины сложнее, часто смелее, чем мужчины, меньше лгут. Женщина для меня, с одной стороны, - сложное существо, с другой - очень интересное. Именно прекрасный пол вдохновлял меня на все фильмы. В моих картинах снимались очень, очень красивые артистки. Я благодарен за то вдохновение, которое они мне дарили. И ещё. Могу признаться честно: каждый раз на съёмках я немного влюблялся в актрис…

- Современный кинематограф изобилует постельными сценами. Режиссёры считают: если не «заглянуть под одеяло», рейтинга не будет.

- Есть тысячи способов заниматься любовью. Но меня интересует, что движет людьми, что побуждает их оказаться вместе в постели. И что вынуждает их больше этого не хотеть. Режиссёры, о которых вы говорите, - производители массового кино. Мы все знаем, где его снимают. Действительно, голливудский кинематограф делается для людей наивных. Тогда как европейские фильмы - это чаще всего авторское кино - для людей, которые размышляют.

   
   
Клод Лелуш и Патрисия Каас. Фото: www.globallookpress.com

- 32-й Московский международный кинофестиваль стартовал именно вашей картиной. На открытии вы сказали, что это очень важно для вас...

- Русское кино - это мой отец. Я был оператором документальной хроники. Решение стать режиссёром принял именно здесь, когда в 1957 г. приехал в Москву и по заданию телевидения нелегально снимал жизнь вашего города. В Мавзолее прикрепил к пиджаку маленькую камеру. Она, кстати, была шумная, поэтому я просил окружающих переговариваться и кашлять. (Смеётся.) В те дни мне посчастливилось на два дня попасть на съёмочную площадку фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова. Наблюдая за работой великого режиссёра, понял, что именно этому делу хочу посвятить свою жизнь.

Клод Лелуш на 32-м ММКФ. Фото: www.russianlook.com

- В 8 лет вам подарили камеру, и маленький Клод увлечённо начал снимать окружающий мир...

- Для меня камера - как кисточка для художника. На самом деле все мы операторы и режиссёры. Глаза - лучшая камера, которая может быть. Они передают в ваш мозг фильмы из жизни в режиме реального времени. Важно, чтобы человек умел видеть, интересоваться тем, что вокруг него, чтобы направлять «камеру» в нужную сторону.

Смотрите также: