Досталь движется всё глубже по шкале истории - от 30-40-х годов ХХ века («Штрафбат», «Завещание Ленина») в век XVII. Для канала «Россия» он снимает сейчас 16-серийный телевизионный художественный фильм под названием «Раскол».
В центре сюжета - самое драматическое, по мнению режиссёра, событие в истории Руси - раскол Русской православной церкви. Главные действующие лица - царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова. Место съёмок - Москва, Соловки, Кандалакша, Кирилло-Белозерский монастырь, Суздаль.
«Ну и что вы приехали? - смеётся режиссёр. - У меня на съёмочной площадке ни Балуева нет, ни Безрукова, ни Пореченкова с Хабенским».
Ответ один: «Потерпим»
«AиФ»: - Николай Николаевич, сегодня снимать кино про события трёхвековой давности, да ещё и без звёзд может либо сумасшедший, либо очень уверенный в себе человек.
Николай Досталь: - Я уверен в себе. Вернее, в своей профессии. И в той истории, о которой пытаемся рассказать. Этот отрезок - середина XVII века, время правления царя Алексея Михайловича - может быть, самый непрочитанный в истории нашего государства.
Хотя мне кажется, что события XVII века аукнулись теми катаклизмами, которые разразились в России в начале века ХХ - я имею в виду революцию и всё, что за ней последовало.
«AиФ»: - Получается, что у России вся судьба - сплошной раскол.
Н. Д.: - Вы правы: слово «раскол» сейчас входит в моду. Посмотрите хотя бы на то, что происходит у нас в Союзе кинематографистов. Общество расколото по многим направлениям: между бедными и богатыми, между богатыми и очень богатыми. И между народом и властью у нас нет единства. Вертикаль власти вроде бы существует, но единства это не приносит, по-моему. Почему это происходит? Это вопрос не ко мне, а к историкам, социологам. Но я помню, как Виктор Астафьев, наш великий писатель, с большой и какой-то безнадёжной грустью сказал о своих соплеменниках: «Ничем не могу я утешить народ. И ничего хорошего про него сказать не могу. Чего может быть достоин народ, который позволил сотворить над собой такое, что сотворили с русским народом в ХХ веке?» У нас же до сих пор на каком-нибудь заводе людям годами могут не платить зарплату. И ничего не происходит! Да если в современном западном мире на каком-нибудь предприятии хотя бы ненадолго задержат выплаты, поднимется такая волна протеста, что в стране в конце концов поменяется правительство. А у нас на всё один ответ: «Потерпим».
«AиФ»: - Фильм у вас получается серьёзный. По-вашему, телевидение способно быть умным или у него одна задача - развлекать?
Н. Д.: - Да, телевидение сегодня развратило зрителя. Оно не поднимает смотрящего на какой-то новый уровень, а, наоборот, к нему спускается. На цокольный этаж. И там крутит кино, которое с удовольствием потребляют миллионы. Бесовщина какая-то! Но человеческая жизнь, к счастью, не сводится к одному лишь развлечению. И если я включаю телевизор и вижу, что там идёт «Подстрочник», посвящённый замечательной женщине Лилианне Лунгиной, значит, умное телевидение бывает! Или мои сериалы «Штрафбат», «Завещание Ленина» - это же тоже не развлечение. Это кино, которое позволило - я надеюсь - зрителю узнать что-то новое о войне или о прошлом страны, в которой он живёт. Да хотя бы узнать о том, что жил среди нас мощнейший русский писатель Варлам Шаламов, по «Колымским рассказам» которого мы сняли «Завещание Ленина». Мало кто знает, что Александр Солженицын предлагал Шаламову вместе писать «Архипелаг ГУЛАГ». Александр Исаевич понимал, что Шаламов знает об этом больше: Солженицын свои сроки отбывал в «шарашке» и в Казахстане, а Шаламов отмотал больше 10 лет в самых страшных местах - на Колыме, Северном Урале. Но Шаламов был волк-одиночка. Он жил по принципу «пока не отомщу всем - хотя бы на бумаге, в рассказах, - не уйду из этой жизни».
День Победы - горький праздник
«AиФ»: - Кстати, мы, потомки тех, кто жил в России революционной поры, это «завещание» - то, о чём Ленин предупреждал в том знаменитом письме съезду, - смогли понять и выполнить?
Н. Д.: - Выполнить - да. Но не понять. Мы так ничего и не осмыслили из прожитого в ХХ веке. Я уж не говорю о покаянии. Какое там покаяние! Осмыслите, что там было-то! Мы по-прежнему мифотворчеством занимаемся. Посмотрите, что происходит. Только что мы отметили 65 лет Победы. Но, на мой взгляд, это самый горький праздник: столько миллионов убито! И порой зазря убито, по вине командующих наших. А у нас он - самый радостный. Но чему так безудержно радоваться? Тому, что столько народу ушло по вине Сталина и прочих? Но про это почему-то не вспоминают, когда хотят вывесить его портреты.
Уж, казалось бы, сколько в 90-е годы было напечатано документов о Сталине - все эти расстрельные списки, подписанные его рукой. Смотрите, изучайте!
Перечитайте «Архипелаг ГУЛАГ», в конце концов. А вместо этого снова и снова звучит «Сталин, конечно, да… Но!» Чего «но»-то?! И все эти споры о том, отличаются ли Сталин и Гитлер друг от друга! Отличаются! И очень резко! Гитлер уничтожал чужие нации и народы, а Сталин - свои. В этом - огромная разница.
«AиФ»: - Но, может, поэтому народ с таким энтузиазмом сегодня вспоминает Сталина, что устал от того беспредела, который царит в стране, и хочется порядка?
Н. Д.: - Порядок! Но ведь снова всплывает вопрос о цене. Можно установить порядок при помощи ГУЛАГов, арестов, репрессий. Но такой порядок кто-нибудь захочет?! Он кому нужен, такой порядок? Мне - точно нет! Хотя у меня запасной родины нет и паспорта с другим гражданством тоже нет. Я здесь родился и здесь буду жить. Тем не менее в последние годы я уже не хожу голосовать - не за кого.
Нам повезло с природой, масштабом, географией. С народом тоже повезло - талантов много. А с властью, с этой огромной чиновничьей армией, - непруха полная!.. Авторитаризм, корысть, коррупция, тщеславие - вот черты российской власти. Всё делают для того, чтобы увековечить и обеспечить себя, свою семью, причём часто за счёт государства, то есть за наш счёт. За кого же тут голосовать? Может, мы сами в этом виноваты? Не тех выбираем? Проект «Имя Россия» помните? Где Сталин выбился в лидеры? Это уже не «Имя Россия», а «Диагноз России» получился.
«AиФ»: - Хорошо. Диагноз поставили. Теперь общество неплохо бы и полечить…
Н. Д.: - Ну что вы! Я не лекарь! Я могу только вопросы обозначить, призвать подумать над ними. А рецепты… Я вообще считаю, что кино не может изменить мир. Оно может изменить отношение человека к миру, к другим людям, к ближнему.
«AиФ»: - А сплотить наше расколотое общество искусству по силам?
Н. Д.: - Но рецепт-то этого сплочения прост: перестать пить, воровать, лгать. У нас в первую очередь с этим беда - пьют, воруют, лгут. Часто - сами себе. Когда мы перестанем пить и начнём работать и каждый на своём месте будет честно делать своё дело, тогда, может, что-то и изменится. Возрождение России, её единство зависят от совести каждого человека. Совестливым надо быть - вот что. А других рецептов я не знаю...
Досье
Николай Досталь родился в 1946 г. в Москве, в семье режиссёра Н. Досталя. Народный артист РФ. В 1971 г. окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 г. - Высшие курсы режиссёров и сценаристов. Его фильмы и сериалы награждены различными кинопремиями («Завещание Ленина» - «Ника», «ТЭФИ», «Золотой орёл», «Петя по дороге в Царствие Небесное» - Гран-при 31-го ММКФ), «Штрафбат» - «ТЭФИ» и Гран-при международного фестиваля телефильмов в Женеве.
Смотрите также:
- Чингиз Айтматов: «На смену культу войны обязательно придёт культура мира» →
- Захар Прилепин: мы страна, которая нормальнее самых нормальных →
- Павел Лунгин: «Иван Грозный - вечное искушение России» →