Эммануил Виторган: «Мне везет на женщин!»

Эммануил Виторган. Фото: www.russianlook.com

   
   

Созданные им экранные образы всегда получались яркими, запоминающимися. Это относится и к первой кинороли – уголовника Глеба Заварзина в фильме «И это все о нем», и к огромному количеству последующих ролей (в кинофильмах «Благочестивая Марта», «Миссия в Кабуле», «Ларец Марии Медичи», «Профессия – следователь», «Чародеи» и др.)

После окончания Ленинградского театрального института (ЛГИТМиК) Виторган два года проработал в Псковском драмтеатре им. Пушкина, после чего был приглашен в Ленинград, а потом и в Москву. В его послужном списке – Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, Театр драмы и комедии на Таганке, Академический театр им. В. Маяковского. Однако сейчас артист ни в одном театре не числится, играет свои спектакли в собственном культурном центре.

Виторган-клуб

«AиФ»: – Эммануил Гедеонович, не у каждого, даже очень талантливого актера есть свой культурный центр. Как вам это удалось?

Эммануил Виторган: – Арендовать разные помещения – неудобно и хлопотно, нам хотелось иметь свое. У нас (я имею в виду не только себя, но и мою вторую жену, актрису Аллочку Балтер, с которой я прожил 30 лет, и третью жену, Иришу,  с которой мы вместе уже восьмой год) всегда была жажда общения, и в этом очень помогал созданный нами 17 лет назад «Виторган-клуб». Мы проводим и литературные вечера, и джазовые, и творческие вечера моих коллег, и люди с благодарностью об этом отзываются. Дом, где располагается культурный центр, мы арендуем у города. Он нам очень понравился – и внешне, и по расположению (это на Остоженке), но он очень старый, изнутри весь прогнил, и мы два с половиной года его ремонтировали. Все, что мы зарабатывали, тратили на ремонт. Сейчас готов один этаж, где есть маленький зал, мы уже отмечали там Новый год и мой юбилей. Но поместились в нем не все, поэтому юбилей пришлось отмечать «в четыре смены».

«AиФ»: – Вы как-то сказали, что фильмы, в которых пришлось сыграть, не вполне удовлетворяли вас по художественному уровню…

Э.В.: – Я говорил лишь об уровне режиссуры. Я благодарен всем, кто меня приглашал, но не было среди них мастеров такой мощи, как Товстоногов или Гончаров. Я бы с удовольствием снялся у Соловьева, Абдрашитова или Михалкова. Я и в сериалах участвую, и работаю так же честно, как в кино или театре. Но там другой способ съемки, там важна быстрота. Увы, часто бывает не очень внятный сценарий, приходится переписывать его по ходу, нет времени на раскадровку, порой камеры просто стоят, не двигаясь… Но люди вкладывают огромный труд, что у меня вызывает уважение.

   
   

Актер, бизнесмен…

«AиФ»: – Если не секрет, почему вы ушли из Театра Маяковского?

Э.В.: – Я проработал там двадцать четыре года. Руководил тогда театром Андрей Александрович Гончаров. Он был очень мощной личностью! Когда Андрей Александрович ушел из жизни, встал вопрос о том, кто теперь будет возглавлять театр. Одной из кандидатур был Сергей Арцыбашев. О нем очень хорошо говорили, я видел его спектакли, и мы проголосовали за него. Но, видимо, Сергей все-таки преувеличил свои возможности. И было несколько поступков по отношению к театру (не ко мне лично!), которые вызвали у мня отрицательные эмоции. Поменялся «воздух» в театре, я уже не мог «дышать» им и потому ушел. Я так решил и совсем об этом не жалею. Теперь имею возможность сам приглашать режиссеров, художников, актеров. Я играю свои спектакли с той же отдачей, с которой играл на государственной сцене. Но чувствую себя значительно свободнее.

«AиФ»: – Читала, что у вас есть собственная химчистка…

Э.В.: – Химчистка есть, и очень хорошая. Наши клиенты – театры, актеры, и мы делаем им огромные скидки. Пенсионерам мы тоже делаем скидки, особенно – участникам войны. Я, конечно, ничего не понимаю в технической стороне дела, я только соучредитель (нас трое – я, жена Ирина и еще один наш друг). У нас есть еще театральное агентство. Моя супруга оградила меня от всего, чтобы я мог заниматься творчеством. Она по образованию скрипачка, но у нее потрясающие качества бизнесвумен! Она умеет дружить, поддерживать контакты, она очень добра, отзывчива, и этим они похожи с Аллочкой…

Сила любви

«AиФ»: – Ваш сын Максим Виторган – тоже известный актер. Вас порадовало, что он пошел по вашим стопам?

Э.В.: – Мы с Аллочкой никогда его не насиловали, очень чутко к нему относились, он был свободен в своем выборе и благодарен нам за это. Максим – актер и режиссер. На телевидении получил Тэфи, поставил спектакль в театре «Квартет И». Очень хороший спектакль, я просто не ожидал! Это я не как отец говорю, а как профессионал.

«AиФ»: – Пишут, что контакты с дочерью от первого брака у вас восстановились совсем недавно, и поводом стало ее возмущение по поводу того, что какой-то журналист неправильно передал в интервью ваши слова о ее матери. Это правда?

Э.В.: – Ох уж эти писаки! Чего только не придумают! Истина такова. Я женился первый раз на однокурснице Тамаре Румянцевой, очень хорошей актрисе и очень хорошем человеке. Она родила девочку Ксюшу, мы жили замечательно. Но… меня пригласили работать в Театр Ленинского комсомола в Ленинграде, и там я встретил удивительную женщину Аллочку Балтер. Только тут я понял, что такое любовь! Я дышать не мог без Аллочки! Семья, из которой я вынужден был уйти, не заслуживала такой боли, которую я причинил, но я не мог поступить иначе. Тамара попросила меня уехать из Ленинграда, потому что видеть нас с Аллочкой (а мы были очень популярной парой, нас часто приглашали на телевидение) им было тяжело.

Мы переехали в Москву, у нас родился Максим… Но даже в тот период я предпринимал попытки восстановить контакты с первой семьей, но безуспешно, меня отвергали. Девять лет назад Аллочка ушла из жизни. Через два года я женился на Ирише. И вот Ириша восстановила связь с Тамарой, которая живет сейчас в Петрозаводске. А Ксюша живет на Валааме, она – директор дома культуры, ставит спектакли, у нее сын и дочь, а месяц назад у меня родился правнук. Благодаря Ирише мы теперь общаемся. Ксюша приезжает ко мне, а мы бываем на Валааме.

«AиФ»: – Чтобы вести такую активную жизнь, какую ведете вы, нужно хорошее здоровье. Как поддерживаете себя в форме?

Э.В.: – Специально я ничего такого не делаю, спортом не занимаюсь. Что касается здоровья, то дважды я практически уходил из жизни, но возвращался. Первый раз это было классе в седьмом, у меня был гнойный аппендицит, перешедший в перитонит. Это поздно обнаружили, я пролежал в больнице три месяца, но выкарабкался.

А потом прошли годы и у меня обнаружили онкологию. Спасли меня не только врачи, но и Аллочка. Она бросила на это все силы! Но, спустя несколько лет, онкологическое заболевание обнаружилось у ней самой. Ее тоже прооперировали, она вернулась к работе, а через три года – опять... Все, что возможно было сделать, было сделано, но увы.

Сначала она лежала на Каширке, на двадцатом этаже, где не видела в окно ничего, кроме неба, и я договорился, чтобы ее перевели в клинику, стоящую в лесу. Это было довольно далеко, но ездил туда каждый день, готовил и возил Аллочке обеды… Мне позвонили ночью, сказали, что она уходит, я немедленно примчался и каким-то чудом «уболтал», удержал ее, хотя ненадолго. Она ушла на следующую ночь, на моих руках. Пережить это было очень тяжело. Но… память должна быть светлой! Я бесконечно благодарен Аллочке за время, проведенное с ней. Мне так везет на женщин! У нас никогда не было с Аллочкой крупных конфликтов, да и с Иришей их нет, мы бесконечно уважительно и любя относимся друг к другу, и я считаю, что это и есть жизнь нормальных людей.

Смотрите также: