«Высоцкий приехал в Америку через Париж: в то время он уже был женат на Марине Влади. А в нью-йоркском КГБ подумали, что бард решил сбежать», - рассказывает известный импресарио и бизнесмен Виктор Шульман.
- Профессия импресарио - синтетическая, - утверждает Виктор Шульман. - Здесь помимо целого комплекса знаний, опыта надо иметь физическую выносливость.
О покорении Америки
В 1976 г. я собрался эмигрировать в Америку. Тогда меня друзья спросили: «На что ты рассчитываешь?» Я объяснил. Во-первых, я не боюсь холода. В 1971 г. я был на гастролях под Магаданом. Две недели температура на улице не поднималась выше -63°С. А самолёты летали, когда температура была не ниже -55°С. Ресницы смерзались от собственного дыхания. Но мы выжили. Во-вторых, я не боюсь голода: для желудка обычного европейского человека непривычны оленина и строганина. Так что мы две недели почти ничего не ели. Я не боюсь работать - на гастролях в Якутии давал по 6 концертов в день. В то время не было клавишных. А аккордеон, на котором я играл, весил 17 кг. И после четвёртого концерта спина уже сильно уставала. Так вот, когда встал вопрос об эмиграции, я подумал, что даже в американских тюрьмах нет таких жёстких условий, которые я пережил.
О «побеге» Высоцкого
Гастролями наших эстрадных артистов в США я начал заниматься с конца 1970-х гг. Первый, кто из советских артистов приехал на гастроли в Америку в 1979 году, был Володя Высоцкий.
У Высоцкого в конце 1970-х гастролей даже по России не было. Но в Париже он подружился с Михаилом Шемякиным. И через Шемякина обратился ко мне с просьбой организовать ему концерты в Америке. Через Париж Володю привезли в Нью-Йорк. В то время КГБ точно знал, кто из артистов собирается выезжать в Америку. А тут вдруг газеты пишут, что бард Владимир Высоцкий, который должен был находиться в Париже, даёт концерты в США. А советские спецслужбы об этом ничего не знают! Тогда все подумали, что Высоцкий хотел сбежать. Поэтому в Нью-Йорке первое время мы прятали Высоцкого от кагэбэшников, но потом я устроил им встречу, и все успокоились. Высоцкий неплохо заработал - 34 тыс. долл. Все говорили, что «Мерседес» ему подарила Марина Влади. Но это не так. Он купил его на деньги от американских гастролей. Спустя несколько месяцев после гастролей Высоцкого я узнал, что в Америку приехал читать лекции Булат Окуджава. Я организовал его концерты в Америке. В то время все наши артисты мечтали о гастролях в Америке. Как потом мне рассказывал Булат: «Витя, на те деньги, что я получил в США, я купил свои первые «Жигули».
Савелий Крамаров в отличие от многих эмигрировал легально. Он вышел на меня через моих родителей, которые жили в Твери. Когда он прилетел в Вену, я уже встречал его там - не с букетом роз, а с букетом долларов. Я организовал ему гастроли по всему миру. Переехав в Лос-Анджелес, он снимался в американских фильмах, конечно, не на первых ролях. Но он состоял в американском профсоюзе кинематографистов и получал по 35 тыс. долл. за съёмку.
Вообще в моей работе и биографии самыми сложными людьми на гастролях были Владимир Высоцкий и Анатолий Кашпировский. Кашпировский 25 раз отменял свои концерты.
С Аллой Пугачёвой мы начали переговоры в начале 1980-х, а приехала она в Америку только в 1988 г. Она была первой из наших эстрадных артистов, кто собрал Карнеги-холл. Конечно, эти концерты были для русскоговорящей публики. Российская эстрада не представляет интереса для американцев. Из российских артистов единственный человек, кто мог бы работать в США на среднем уровне, - это Лариса Долина. Ведь слово «певица» или «певец» подразумевает, что у этого человека действительно есть голос.
Кому интересны лесбиянки?
Была такая группа - «Taту». Человек, который её создал, рассчитал правильно. 14-летние девочки, изображающие лесбиянок, стреляют сразу в двух направлениях. С одной стороны, молодёжи импонирует их раскрепощённость - они ведь целуются при всех. Взрослым дядям тоже интересно посмотреть на молодых лесбиянок. То, что, на мой взгляд, у девочек нет голосов, - неважно. До достижения 18 лет эти девочки не могли выступать в Америке: США всё-таки пуританская страна. А когда они подросли и сюда въехали, их поцелуи на публике были уже не так интересны: всё-таки 18 лет - это не 14. Так что покорение Америки и у этих девочек, похоже, закончилось ничем.
Вся проблема в том, что российская эстрада не соответствует международным стандартам. В основе российской песни лежит частушка. Почти вся российская эстрада - это два прихлопа, три притопа и коротенькая юбочка. В российском шоу-бизнесе преподносится тело, а не искусство. Конечно, приятно смотреть на красивое тело на эстраде. Но это больше относится к стриптизу, а не к эстраде или искусству.
Досье
Виктор Шульман - известный импресарио и бизнесмен. Родился в России. Выпускник Музыкального училища при Московской консерватории. В 1976 г. эмигрировал в США. С конца 1970-х начал организовывать гастроли известных российских исполнителей. Является организатором прощального тура Аллы Пугачёвой.
Смотрите также:
- Денис Мацуев: «Концерт - это бой с мистикой зала» →
- Максим Венгеров: «Скрипачом я стал случайно!» →
- Иосиф Кобзон: «Я жутко люблю жизнь» →