«Смотрю на своего сына, на его ровесников - и так жалко их! Они в такой растерянности перед жизнью», - говорит актёр.
Он хотел стать нейрохирургом. Стал артистом. Он хотел изучать человеческий мозг, а в итоге исследует закоулки человеческих душ. Что он смог разглядеть в них, пока работал над главной ролью в чеховском «Иванове», премьера которого (в постановке известного режиссёра Юрия Бутусова) состоялась в МХТ им. Чехова, Андрей Смоляков рассказал в интервью «АиФ».
Кризис без возраста
«AиФ»: - Иванову в пьесе - слегка за 30, вам - побольше…
Андрей Смоляков: - Что скромничать - мне 51 скоро исполнится.
«AиФ»: - Груз прожитых лет не давит, когда приходится играть то смятение чувств, которое раздирает душу молодого человека?
А. С.: - А уж если учесть, что самому Антону Павловичу было 27 лет, когда он «Иванова» писал, то совсем большой разрыв получается… Но нет, это не юношеская пьеса. Состояние душевной надломленности, потеря почвы под ногами, приход или угасание любви, душевная импотенция - весь этот клубок проблем переживаешь необязательно в 35 лет. Я вообще не понимаю термина «кризис среднего возраста». Это может нахлынуть в любой момент, без предупреждения. На меня первый раз подобный кризис обрушился, когда мне было лет 20. Для меня, мальчишки с весьма скромным жизненным багажом, это стало огромным потрясением. И от возраста, поверьте, острота переживаний не притупляется!
«AиФ»: - Вы с этим состоянием внутренней опустошённости научились бороться?
А. С.: - Во-первых, есть замечательный метод монотонного труда, когда живёшь по режиму «гудок-завод-кровать-сон; гудок-завод-кровать-сон». Во-вторых, есть спорт, когда физической усталостью выжигаешь усталость душевную. Есть горячительные напитки. Или наркотики…
Два последних способа - не моя история. Во-первых, то, во что человека превращает алкоголь, я мог наблюдать на примере собственного отца. Во-вторых, хочешь не хочешь, а будь добр каждый вечер выходить на сцену и будь обязан донести до сидящих в зале людей то, что ты делаешь на ней. Так что профессия очень сильно помогает. И спорт.
«AиФ»: - Профессия, с одной стороны, помогает. С другой - заставляет балансировать на грани. Среди ваших ролей - сходящий с ума Хлудов в «Беге», покончивший с собой Актёр в горьковском «На дне»…
А. С.: - А ещё Отец в пьесе Стриндберга… Если всех их перебирать, я давно уже должен был стать пациентом психиатрической клиники! (Смеётся.) Гнать их надо из сознания поганой метлой сразу после спектакля. И для меня такая в хорошем смысле слова поганая метла - успех у зрителя. Покойный режиссёр Ваня Дыховичный говорил, что он не понимает, зачем нужны эти поклоны, аплодисменты. А для меня они, наоборот, - та дверь, в которую я выхожу, оставляя сыгранный персонаж там, внутри… Так что меня аплодисменты лечат.
Время Ивановых
«AиФ»: - Современные 30-летние поймут эти мучения чеховского Иванова из-за ушедшей любви, неспокойной совести?.. Они ведь более жёсткие, прагматичные.
А. С.: - Они более прагматичны, да. Но и очень несчастны!.. Моему сыну скоро исполнится 26 лет. Я смотрю на него, на его приятелей - и мне их жалко! Они очень необустроены. Они в такой дикой растерянности перед этой жизнью! С одной стороны, программа у них есть - добиться успеха, сколотить капитал. Но поймать, ухватить удачу - удел единиц. Но вы представьте, как живут молодые ребята в каком-нибудь провинциальном городе-герое - они крепки здоровьем, крепки умом, сильны. И куда это всё?! На что направить? Некуда! Вот и начинаются эти брожения, перепады, смещения пород в обществе. Я бы чеховскую драматургию вообще от времени оторвал. Потому что область человеческих страстей всегда была и будет. Природа человека бурлива. Что сто лет назад, что пятьсот - страсти в душах кипят по-прежнему.
«AиФ»: - Сегодня время кого: страдающих от собственной никчёмности Ивановых или успешных купцов Лопахиных из «Вишнёвого сада»? Или каких-нибудь Олигарховых?
А. С.: - А вы посмотрите вокруг! Посмотрите на женщин, на их грустные глаза. С одной стороны, сами виноваты - заигрались в эмансипацию. А с другой стороны, они уже и рады бы с ней расстаться. Но мужики-то где?.. Одни Ивановы вокруг!
«AиФ»: - Вы хотели стать врачом. Стали актёром. Эти две профессии для вас оказались взаимозаменяемыми?
А. С.: - Я хотел быть не просто врачом - я хотел быть нейрохирургом. Меня очень интересовал мозг человека, хотелось исследовать его. Но оказалось, что моя нынешняя профессия действительно схожа с нейрохирургией - что называется, мозги вправлять.
«AиФ»: - И теперь вы блуждаете…
А. С.: - …по лабиринтам человеческой души… (Смеётся.)
«AиФ»: - Страшно становится, когда в этом лабиринте за угол завернёшь и такое вдруг увидишь?
А. С.: - Но это же так манко! И так интересно - разбираться в том, что движет нами. Вдруг обнаруживать внутри себя что-то… И это же чудо великое, когда ты можешь это перенести на сцену, показать другим.
«AиФ»: - В вашем послужном списке почти шесть десятков ролей. Я могу понять, зачем вам роли в сериалах «Исаев», «Штрафбат», «Дети Арбата». Но зачем надо было сниматься в «Консервах» Е. Кончаловского? Или в «Адъютантах любви»? Из-за актёрской всеядности?
А. С.: - Отвечу! С Егором Кончаловским мы дружим, я люблю с ним работать. Фильмы, которые он снимает, - и «Антикиллер», и «Побег», и «Консервы» - это же боевики! А нет ничего прекраснее для особи мужского пола, чем поиграться в войнушку! Про «Адъютанты любви» тоже могу ответить абсолютно искренне: мне всегда хотелось сыграть костюмную роль. И на этом фильме для меня сшили шикарный камзол, парик. Знаете, Талейраны ведь на дороге не валяются! (Смеётся.)
Досье
Андрей Смоляков родился в 1958 г. в Подольске. В 1980 г. окончил ГИТИС (курс О. Табакова), служил в Театре им. Гоголя, «Сатириконе», сейчас - актёр театра п/р О. Табакова, занят в спектаклях МХТ им. Чехова. Активно снимается в кино.
Смотрите также:
- Сергей Юрский: «Мы наказаны за ошибки и соблазны, на которые поддались» →
- Драматург Николай Коляда: «Не ныть! Работать!» →
- Валентин Гафт: самокритика никому не помешает →