Сергей Бодров: «Патриотизм — это умение говорить неприятную правду»

Режиссёр Сергей Бодров. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

«История нас ничему не учит, мы наступаем на одни и те же грабли», - полагает известный режиссёр Сергей Бодров.

   
   

Истерия прошла

Досье:
Сергей Бодров, режиссёр, сценарист. Родился в 1948 г. в г. Хабаров­ске. В 1974 г. окончил сценарный факультет ВГИКа. В конце 90-х уехал в США, где живёт и работает по сей день. Снял фильмы «Кавказский пленник» (премия «Ника»), «Монгол» (шесть премий «Ника», попал в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм»), «Медвежий поцелуй», «Дочь якудзы». В 2002 г. его сын Сергей Бодров-мл. вместе со съёмочной группой пропал под лавиной в Кармадонском ущелье.
Сергей Грачёв, «АиФ»: Сергей Владимирович, последние годы вы живёте преимущественно в Америке, снимаете кино в Голливуде. В России сегодня много говорят о том, что США - наш главный враг. Более того, последние социсследования показали, что антиамериканские настроения в обществе достигли рекордных значений. Интересно, в Штатах так же много говорят о нас и реально, как заявил недавно Барак Обама, считают нас мировым злом, сравнимым с лихорадкой Эбола?

Сергей Бодров: Конечно, о нас там говорят, и говорят разное. Но разговорам этим уделяется гораздо меньше внимания, чем в России. Кстати, Обама не произносил слов «мировое зло». Он говорил о сегодняшних мировых проблемах. Да, на Западе считают отношения с Россией проблемными. Но у Америки своих проблем выше крыши. Поэтому тема России там уже отошла на третий план. А мы, наоборот, как-то зациклились на Америке. Нам всё время кажется, что одни нас не любят, другие зажимают, третьи вставляют палки в колёса, четвёртые косо смотрят и т. д. В итоге мы сами начинаем обижаться и косо смотреть. Но у дейст­вительно великих стран не должно быть таких комплексов! Это удел маленьких «банановых» республик. Россия же - супердержава с большими возможностями. Таким странам по статусу неприлично обижаться, суетиться, делать резкие движения. 

Конечно, внешние события особого оптимизма не внушают. Сбит пассажирский самолёт. Погибли тысячи людей. Боюсь, отношения с Украиной теперь придётся восстанавливать очень долго...

— Режиссёр Никита Михалков, например, считает, что с Украиной нас поссорили как раз американцы, которые вырастили там поколение людей с искажённым пониманием добра и зла.

— Я бы с этим не согласился. Трудно поверить, что большинство украинцев внезапно стали фашистами и бандеровцами. Есть факты, которые сложно оспорить. Бывший украинский президент потерял доверие своего народа и убежал из своей страны - об этом красочно рассказывает президент Лукашенко. А мы на это болезненно отреагировали. При чём тут американцы? Никто не спорит - было глупостью со стороны украинских властей принимать решения, которые ущемляли права русскоязычного населения. Но, во-первых, их быстро отменили, во-вторых, у России достаточно средств решить эти проблемы, не доводя ситуацию до точки кипения. Нас убеждают, что Западу нужна слабая Россия. Но это же ерунда... Будучи успешным, состоятельным человеком, хотели бы вы жить на одной лестничной клетке с нищим, непредсказуемым, но хорошо вооружённым соседом? 

— А как же экономические санк­ции?

   
   

— Санкции - это способ высказать неодобрение политики России. Но поверьте: вооружённый конфликт практически в центре Европы не нужен никому! И всё же люди воюют, опять убивают друг друга. История нас ничему не учит, мы вновь и вновь наступаем на одни и те же грабли.

— Вы допускаете мысль о том, что Украина может попытаться силой вернуть себе Крым?

— Это опять из области фантазии. У Украины нет средств для того, чтобы начать такую войну. Да, ситуация для Украины болезненна и неприятна. Мы тут постарались. Хотя загонять её в угол - близорукая политика. Россию стали опять бояться соседи. 

— Рейтинги показывают, что народ сегодня очень поддерживает власть, одобряет её дейст­вия. Чем бы вы это объяснили?

— Просто у народа появилось и укоренилось ощущение стабильности. А это очень важно. Слишком много было нестабильных периодов в нашей истории. Кроме того, именно при нынешней власти увеличилось благосостояние людей. Это факт. Но фактом остаётся и то, что произошло это во многом благодаря экспорту нефти. Экономика страны, к сожалению, по-преж­нему дер­жит­ся на продаже сырьевых ресурсов. Но вот сейчас нефть падает в цене... Да и неф­тедоллары, полученные в период высокой стоимо­сти «чёрного золота», были по­трачены не совсем удачно - те же дороги по-прежнему оставляют желать лучшего, всё не очень хорошо с медициной, с образованием.

— Критиковать Россию, самих себя сегодня считается непатриотичным.

— Патриотизм - это умение говорить неприятную правду. Здесь мы возвращаемся к разговору о вечном поиске врагов. Посмотрите на окружающих вас людей, на самих себя. Далеко не каждый способен признаться себе и окружающим в том, что во всех своих проблемах, во всех своих бедах виноват ты сам, и никто другой. Внутренняя слабость, трусость и нежелание нести ответственность не позволяют человеку это сделать. Так зачем мучить, терзать себя, когда есть универсальная, веками опробованная формула?! Это ведь так просто - убедить себя в том, что во всём виноваты некие силы, а сам ты исключительно белый и пушистый.

Кино за 100 млн

— 1 января в российский прокат выходит ваш голливудский фильм «Седьмой сын». Есть ли в этой развлекательной картине философский посыл?

— В развлекательном кино нет ничего дурного. Зритель должен иметь право развлекаться за свои деньги. Но в любой картине, масштабной или более камерной, мне всегда важно что-то сказать, до чего-то докопаться. В случае с фильмом «Седьмой сын» я попытался разобраться с вопросом: откуда вообще берётся всё зло на планете? И ответ оказался очень прост: зло создаём мы сами. В Средневековье была инквизиция. Устраивали охоту на ведьм, жгли людей на кострах, пытали, топили. А это были ни в чём не повинные люди. У нас и сегодня с удовольствием устраивают охоту на ведьм. Толпа с лёгкостью навешивает ярлыки, готова закидать камнями тех, кто иначе мыслит, отличается от большинства. И опять часто страдают ни в чём не повинные люди. Но важно помнить, что сотворённое человеком зло рано или поздно к нему вернётся. Я всегда был оптимистом и надеялся на то, что всё изменится. Но, когда смотришь на сегодняшнюю жизнь, иллюзий остаётся всё меньше.

— Бюджет вашей картины - 100 млн долл., в ролях извест­нейшие актёры, в том числе оскароносные. Насколько вы были творчески свободны?

— Я был достаточно независим. В команде со мной трудились лучшие специали­сты Голливуда - художники, создатели спецэффектов... Все эти люди очень дорогие. Но у меня был карт-бланш. Я их захотел, и компания, предложившая мне проект, заплатила им столько, сколько они стоят. Очень любопытный опыт. Интересно, как кино примет зритель.