«Кинопанорама» Ксении Марининой: история одной передачи

Ксения Маринина. © / Кадр youtube.com

   
   

На 93 году жизни скончалась народная артистка России Ксения Маринина — создатель, руководитель и бессменный режиссёр передачи «Кинопанорама», выходившей на телевидении в общей сложности на протяжении 40 лет — с 1962 по 2002 годы.

Родилась Маринина в Москве в 1922 году, окончила актёрский факультет училища им. Щепкина и в 1945 году поступила на службу в Ленком. В театре Ксения Борисовна работала всего пять лет, навсегда оставив актёрскую профессию. Спустя семь лет, в 1957 году, она устроилась режиссёром на ЦТ СССР, навсегда связав свою жизнь с телевидением. 22 октября 1962 года состоялась премьера новой передачи, получившей название «Кинопанорама», которой Маринина руководила в качестве автора и режиссёра вплоть до 1995 года, когда «Кинопанораму» впервые закрыли. Возобновились показы в 1999 году, после чего программа просуществовала ещё три года.

Ксения Маринина задумывала свой проект, ещё будучи режиссёром Редакции литературно-драматических программ. В её представлении новая передача должна была рассказывать зрителям не только о новинках советского кинематографа, но и о зарубежных премьерах и в целом максимально широко освещать мировой кинопроцесс. Интервью с актёрами, репортажи со съёмок и кинофестивалей, показы старых фильмов и рассказы об истории кинематографа, новости, музыка из фильмов и встречи с теми, кто обычно остаётся за кадром, то есть с операторами, художниками, композиторами. Несколько раз в самом конце «Кинопанорамы» показывали анимационные фильмы. Особое внимание Маринина и её команда уделяли молодым, начинающим кинематографистам — и актёрам, и режиссёрам, не обходили вниманием и документальное кино.

«Постепенно, от передачи к передаче, становилось ясно, что контакт с аудиторией в огромной степени зависит от личности человека в кадре. В сознании зрела мысль о программе, где один ведущий объединил бы разные кинорубрики», — рассказывала Ксения Борисовна в одном из интервью. Первым стал Зиновий Гердт, проработавший в этом качестве год, после чего в кресло ведущего «Кинопанорамы» садились в разное время Олег Табаков, Григорий Чухрай, Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Ростислав Плятт и многие другие. Дольше всех на этом месте задержались актёр Алексей Каплер (с 1966 по 1972), режиссёр Эльдар Рязанов, появлявшийся в кадре «Кинопанорамы» с 1979 по 1985 годы, и Виктор Мережко, проработавший ведущим программы в течение 5 лет, почти до самого её закрытия в 1995 году. Каждый из ведущих вёл передачу по-своему, что было важной отличительной чертой «Кинопанорамы» и привлекало к ней дополнительный интерес как к авторскому проекту, где люди кино сами говорят о своей профессии и общаются с коллегами. Маринина с теплотой отзывалась обо всех приглашённых на эту должность звёздах: «Мы пригласили Каплера, до этого были очень хорошие ведущие, например Руфина Нифонтова, любимая артистка Малого театра, хороша собой, говорила хорошо. А старый уже тогда, как нам казалось, 62 года, Каплер не был так хорош собой, он не был герой-любовник, но его любили все, потому что мысли, которые он говорил, рождались тут же. Он очень смешно иногда говорил, он говорил: «Ой, забыл я причесаться в кадре, сейчас приду домой, Юля скажет, опять не ту кофту надел, опять не причесался», — он мог это сказать в кадре».

   
   

За время своего существования «Кинопанорама» превратилась в своеобразный тележурнал с высокой и благородной целью — воспитать у зрителей вкус и приучить их смотреть хорошее кино, посещать кинотеатры и в целом интересоваться этим видом искусства, которое развивается и в родной стране, и за рубежом. Оказалось, что слушать о кино не менее интересно, чем смотреть его, особенно, если рассказ ведётся простым, доступным, непринуждённым языком, как дружеская беседа влюблённых в своё дело людей. «Я считаю, что стильность и развлекательность — это всё равно совершенно разные вещи. Стильная хорошая программа может быть интеллектуальная, она может быть и для глаза, что очень важно на телевидении», — говорила Маринина в интервью в 2005 году, имея в виду и телевидение XXI века, нацеленное прежде всего именно на «развлекательность».

Помимо выпусков с определённым набором рубрик, выходили и специальные выпуски «Кинопанорамы», которые можно рассматривать как своего рода документальные программы. Одним из самых значимых в этом списке является, безусловно, январский выпуск 1980 года, посвящённый Владимиру Высоцкому. В то время на телевидении поэта не жаловали — до самой его смерти не было ни полных трансляций концертов, ни интервью. Только Ксения Маринина смогла добиться разрешения на съёмки Высоцкого, который и сам долгое время мечтал сняться в «Кинопанораме». Как ни странно, но по рассказам самой Марининой, никаких трудностей лично у неё не возникло, хотя каждый выпуск «Кинопанорамы» утверждало руководство Гостелерадио — авторы подавали список тем и гостей и ждали «приговора». Маринина пошла на риск и вписала в заявку, что на передаче будет Высоцкий, а сам выпуск «Кинопанорамы» будет посвящён фильму «Место встречи изменить нельзя», умолчав, что снимать собирается одного только поэта и выпустить эту запись планирует отдельной передачей.

«Пострадать мне не пришлось, мне пришлось постараться его выдать и сохранить. Я так думаю, что это получилось обманно, потому что он должен был выступить по поводу фильма Говорухина Сергея. И он мне сказал по телефону: «Ты не можешь про меня сделать передачу, сделай передачу, тогда буду говорить про кино, что же я ни разу не выступал про телевидение». И я совершенно спокойно и нормально ему говорю: «А в чём дело, давай запишем», — и думаю, как мне удастся, не знаю», — вспоминала Маринина.

Эта запись — единственное появление Владимира Высоцкого на телевидении. Поэта не стало всего через несколько месяцев после записи, которая длилась, по рассказам Марининой, до поздней ночи, но никто не расходился, таким интересным и важным для всех работавших над «Кинопанорамой» был этот выпуск. В эфир передача, однако, не вышла, и целиком эту запись можно было увидеть только в 1987 году в фильме Ксении Марининой «Владимир Высоцкий. Монолог». Впрочем, сам факт существования плёнки был настолько важным, что знавшие о той съёмке работники телевидения буквально стоя аплодировали Марининой.