«Весь мир в труху!» Как герой фильма «ДМБ» стал символом ядерной мощи

Сергей Арцибашев в роли Николая Казакова, ДМБ. © / кадр видео

В соцсетях устойчивым символом российского ядерного щита стал мем с военным с выразительными глазами, который обычно появляется в период обсуждения изменений в ядерной доктрине России.

   
   

«Обязательно бахнем! И не раз!»

Этот образ взят из российской комедии Романа Качанова «ДМБ», снятой в 2000 году. Персонаж, чье изображение теперь в глазах соотечественников стало столь значимым, приводит новобранцев на секретный объект воинской части.

«Отсюда, ребятки, наша Родина диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу», — изрекает прапорщик.

«Может, бахнем?» — спрашивает у него новобранец.

«Обязательно бахнем! И не раз! Весь мир в труху!... Но потом», — не смутившись, отвечает военный.

В 2000 году данные фразы казались иронией, далекой от жизни. Но спустя четверть века в Сети с долей черного юмора шутят о том, что герой «ДМБ» таки дождался своего часа.

   
   

В Театр на Таганке через политех

В фильме военный имел не только прозвище «Дикий прапор», но и полное имя — Николай Казаков. Сыграл эту роль народный артист России и лауреат двух Государственных премий Сергей Арцибашев.

Сергей Арцибашев. Фото: www.globallookpress.com

Уроженец Урала, выходец из рабочей семьи, Арцибашев по настоянию отца сначала закончил Свердловский политехникум, отслужил в армии и лишь затем смог приступить к попыткам прорваться в искусство.

Сергей Арцибашев и Игорь Костолевский. Фото: www.globallookpress.com

Провалившись в ГИТИСе на экзаменах, Арцибашев поступил в театральное училище в Свердловске. А уже затем он снова штурмовал ГИТИС, где с успехом окончил режиссерский факультет. Причем еще студента Арцибашева ставить спектакли пригласил в Театр на Таганке сам Юрий Любимов. Однако как раз в этот период в труппе начались смутные времена, и сам Арцибашев признавался, что реализовать намерения в полной мере не удалось. В других театрах повезло больше — например, в театре Маяковского он целое десятилетие был худруком.

Снимался у Рязанова и Михалкова, но полюбился народу в «ДМБ»

Несмотря на то, что Арцибашев ориентировался на режиссуру, он преуспел и в актерском ремесле — снимался у Эльдара Рязанова в «Жестоком романсе» и «Забытой мелодии для флейты», у Владимира Меньшова в «Ширли-Мырли», у Никиты Михалкова в «12».

Но удивительная вещь — более всего зрителям запомнился «Дикий прапор» из картины, которую снимали по написанному за неделю сценарию и с минимальным бюджетом.

В сцене пьянки в ресторане Арцибашев употребил два литра — но отнюдь не водки, а воды, категорически отказавшись от дубля с реальным спиртным. Что касается танца, то это полностью импровизация актера, который, однако, вложил в него весь свой жизненный опыт общения с военными. По крайней мере, офицеры потом утверждали, что такие пьяные «фристайлы» они и в реальной жизни наблюдали немало. 

Загадка 335

Есть одна загадка «Дикого прапора», ответ на которую до сих пор не все знают. Когда новобранцы спрашивают, дадут ли им оружие, прапорщик, глядя куда-то вдаль, произносит: «335». Многие считают, что он в 335-й раз слышит подобный вопрос. На самом деле это статья 335 УК РФ «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности». Иными словами, «Дикий прапор» напоминает себе, что позволять лишнее с дерзкой молодежью запрещено законом.

Вообще-то арцибашевский «Дикий прапор» был задуман как один из символов негативных явлений в армии, которая, перестав быть советской, еще не обрела нового облика.

Но, возможно, мастерство актера несколько сместило акценты, и прапорщик Казаков полюбился народу.

А с фразой «Весь мир в труху» герой Арцибашева неожиданно стал символом честного служаки, который вечно стоит на посту, ожидая своего часа для исполнения долга перед Родиной. Хотя, конечно, лучше, чтобы этот час не наступил никогда.