«Ты ли... чё ли?" Две любви и одна роль Нины Дорошиной

Нина Дорошина в фильме «Любовь и голуби», 1985 г. © / Кадр из фильма

Признание может прийти к актеру, как считается, в любом возрасте — главное, дождаться «своей» роли, которую полюбят и запомнят зрители. Нину Дорошину это признание настигло, когда ей исполнилось пятьдесят лет. В её карьере уж было четверть века на сцене театра «Современник», больше двадцати сыгранных ролей в кино, почетное звание заслуженной артистки РСФСР — «за заслуги в области советского театрального искусства». Но «той самой» роли у неё так и не случилось — во всяком случае, в кино. И не случилось бы, если бы в «Современник» как-то не заглянул режиссер Владимир Меньшов...

   
   

«Первый эшелон» и «Первый троллейбус»

В принципе, у Дорошиной и до этого было много встреч, которые определяли её жизненный путь. Родилась она 3 декабря 1934 года в подмосковном Лосиноостровске (сейчас один из районов столицы). Накануне войны её отца отправили в долгую командировку в Иран — закупать пушнину для Красной армии; обратно в СССР их семья вернулась уже после Победы. Проведенные за границей годы не прошли даром — 12-летняя Нина не только выучила персидский язык, но и твердо решила стать актрисой. Много позже коллеги говорили, что она очень настойчивая и целеустремленная, так что итог был закономерным — после школы Дорошина стала студенткой театрального училища имени Щукина, а потом и актрисой труппы театра-студии киноактера. Но встреча на съемочной площадке фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон» с молодым Олегом Ефремовым двинул её карьеру совсем в другую сторону.

Их знакомые вспоминали, что это была взаимная любовь — Ефремов и Дорошина искренне любили друг друга. Он даже позвал её в театр «Современник», идеологом и художественным руководителем которого он был — это случилось в 1959-м. Дорошина играла в спектаклях по пьесам Виктора Розова и Евгения Шварца, Чехова и Горького — не всегда главные роли, но всегда — достаточно заметные. Вот только её с Ефремовым любовь оказалась странной. В какой-то момент пара рассталась, Ефремов женился на актрисе Алле Покровской, а Дорошина... 28-летняя Дорошина согласилась выйти замуж за 21-летнего Олега Даля. Даль тогда только окончил Щепкинское училище и был принят в «Современник», они и познакомились-то во время показов выпускников, на котором опытная Дорошина согласилась помочь молодому человеку; чуть позже они снимались вместе в фильме «Первый троллейбус». И вскоре объявили коллегам о свадьбе.

Олег Даль в фильме «Человек, который сомневается», 1964 год и Нина Дорошина в фильме «Первый троллейбус», 1963 г. Кадр из фильма

Через много лет в интервью Дорошина признавалась, что этот брак и не должен был продержаться долго, потому что замуж она выходила «назло» — назло Ефремову, конечно. Уже на самом свадебном застолье случился скандал — пришел Ефремов и начал оказывать знаки внимания своей бывшей пассии; Даль вспылил и ушел из дома на три дня. Свидетелей этого было слишком много, так что замолчать неприятную ситуацию не удалось бы; Даль и Дорошина вскоре развелись, хотя и продолжали играть на одной сцене. Правда, и брак Ефремова с Покровской тоже долго не продержался — в том числе и потому, что была незамужняя Дорошина. Казалось — вот, судьба дала им второй шанс... Но нет. Пара так и сосуществовала вместе долгие годы, пока чувства и надежда не угасли окончательно. Возможно, именно поэтому Дорошина не ушла вслед за Ефремовым, когда того назначили худруком МХАТа, а осталась в «Современнике»...

«Распределение оказалось удачным»

Именно этот шаг и привел Дорошину в фильм Меньшова. В 1982-м режиссер находился в поиске — совсем недавно его фильм «Москва слезам не верит» стал телевизионным хитом, получил «Оскар» в иностранной категории, и Меньшов очень не хотел, что называется, уронить планку. Пьеса сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби», по которой в «Современнике» поставили очень популярный спектакль, показалась ему подходящей для экранизации.

«В «Современнике» вроде и особой режиссуры не наблюдалось, и создавался он, как рассказывали, едва ли не всем коллективом в традиции самодеятельного театра... [Но] Распределение главных ролей оказалось удачным», — писал Меньшов в мемуарах «Судьба протягивает руку».

   
   

Впрочем, актеров ему пришлось подбирать фактически заново — главного героя, Василия Кузякина, после долгих колебаний согласился сыграть Александр Михайлов, на роли дяди Мити и бабы Шуры подошли супруги Сергей Юрский и Наталья Тенякова, а разлучницей стала Людмила Гурченко.

Дорошина же сразу приглянулась Меньшову, но и насчет неё он какое-то время колебался.

«Переиграть её невозможно»

Пожалуй, сейчас сложно представить, что роль Нади Кузякиной сыграла бы другая актриса. Меньшов называл главным успехом сценической версии «Современника» именно Дорошину: она, мол, «просто ошеломляла правдоподобием и узнаваемостью».

«Дорошина много и успешно играла в «Современнике», но, думаю, была рождена именно для роли Нади», — писал режиссер.

Проблема была в перфекционизме режиссера — он не был уверен, что на эту роль можно брать актрису, которая удачно сыграла её в театре, и задумывался о другом подходе.

«Следуя этим представлениям о профессии, я предложил попробоваться Любе Полищук. Думаю, она бы сумела здорово сделать эту роль, но, к счастью, мне удалось справиться с собственными предрассудками, и я взял Дорошину — всё-таки в этой роли переиграть её невозможно», — признавался Меньшов.

Успех был безусловным. В советском прокате «Любовь и голуби» посмотрели 44,5 млн зрителей — по этому показателю он уступил только индийскому музыкальному «Танцору диско», у которого было 60,9 млн. Ну а по количеству ушедших в народ цитат фильм Меньшова заметно обогнал конкурента, и многие из них принадлежали как раз героине Дорошиной. «Людк, а Людк! Глянь, чё делается!», «Ах, ты, сучка ты, крашена!», «Какая тут любовь, когда вон воздуха не хватат, надышаться не могу, а в груди жгет, как будто жар из печки глотнула», «Ты ли, чё ли?»...

Этот фильм стал для Дорошиной каким-то рубежом. Вскоре она стала народной артисткой РСФСР — правда, опять за заслуги «в области советского театрального искусства». Вышла замуж — за мастера по свету из «Современника» Владимира Ишкова; они прожили вместе двадцать лет, до самой смерти Ишкова в 2004 году. А ещё Дорошина почти рассталась с кино — после фильма Меньшова она сыграла на экране лишь пять ролей.

Скончалась Дорошина в апреле 2018-го. Ей было 83 года, у неё были проблемы с ногами, она с трудом выходила на сцену родного театра... Но на пенсию не уходила — детей у неё не было, она жила только ради «Современника» и ролей в нем.