«С него и началась поп-музыка». Лев Лещенко вспоминает Вячеслава Добрынина

Вячеслав Добрынин © / Кирилл Каллиников / РИА Новости

Советский и российский композитор, певец, народный артист России Вячеслав Добрынин скончался во вторник, 1 октября, на 70-м году жизни. У него была большая и плодотворная творческая жизнь — он написал почти тысячу популярных песен, пел сам, его песни становились хитами и в его исполнении, и в исполнении других артистов. Певец, народный артист РСФСР Лев Лещенко поделился с aif.ru воспоминаниями о Добрынине.

   
   

«Он слушал The Beatles»

— Мы со Славой вместе прошли по жизненным дорогам более пятидесяти лет, познакомились, кажется, в 1972 году, — вспоминает Лев Валерьянович. — Тогда это был очень симпатичный, молодой, красивый черноволосый человек, очень модный, он слушал The Beatles, хорошо знал песни этой группы, сам немного пел в разных ансамблях. А потом Слава сам начал сочинять песни в каком-то особом жанре поп-музыки. Собственно говоря, с него и началась поп-музыка. Конечно, тогда были прекрасные композиторы, которые писали для себя. Писали какую-то эстрадную музыку, но жанра такого не было. И этот жанр начался с великолепных песен Добрынина: «Всё, что в жизни есть у меня», «Синий туман» или «Не сыпь мне соль на рану».

Лев Лещенко, Вячеслав Добрынин. Фото: РИА Новости/ Руслан Кривобок

«У него получился особый жанр»

— Нашу первую песню мы записали на гибкую пластинку как раз в 1972-м — «Всё от тебя» на стихи Вероники Тушновой, которая и расположила меня к этой музыке. Я тогда работал на радио, пел оперные произведения, гражданскую лирику, но мне хотелось исполнить что-то для молодежи. А Слава писал песни как раз в молодежном стиле, в этом формате. Он быстро приобрел популярность как композитор, потому что его песни пела вся страна — мы и сейчас их все знаем. Что-то он писал для группы «Веселые ребята», для ансамбля «Самоцветы». У него получился особый жанр, в котором он соединил шансон и поп-музыку, синтез народной популярной музыки.

«Был настоящим любимцем народа»

— В начале нашего сотрудничества Вячеслав не был членом Союза композиторов. Это обстоятельство, конечно, ставило ему какие-то ограничения, и он, безусловно, переживал, что приходилось с большим трудом пробиваться на телевидение и радио. Хотя, скорее, его это раздражало. В 1978-м меня пригласили стать гостем фестиваля в Сопоте, и Вячеслав с Леонидом Дербеневым предложили мне песню «Родная земля». Всё прошло успешно, а когда я представил её на «Песню года», — не пустили. Спросил про причину у председателя Гостелерадио Сергея Лапина, а он ответил: в песне слишком сильные «восточные интонации». Понимаете? Она в Сопоте звучала, её пела вся страна — «Родная, родная, родная земля...», а у него — «интонации». Зато пластинки Добрынина издавались миллионными тиражами, потому что фирма «Мелодия» была почти коммерческой структурой, она работала на финансовые показатели, поэтому приглашала молодых композиторов — таких, как Юрий Антонов или Вячеслав Добрынин, пусть они и не имели нужного статуса. Конечно, в конце концов Слава стал членом Союза композиторов, хотя его безумная популярность и не нуждалась в этом статусе. Он был настоящим любимцем народа.

«У тебя есть определенный шарм»

— Запел он случайно. Кто-то из исполнителей, кажется, Михаил Боярский не приехал на запись, и поэт Леонид Дербенёв, который много работал с Вячеславом и дружил с ним, спросил: «А чего ты сам не споешь? У тебя есть определенный шарм». В итоге он прославился и как певец, стал очень популярным, собирал стадионы и огромные концертные залы, но не забывал и других исполнителей. Фактически он вошел в музыкальную жизнь народа и определил стилистику и формат эпохи. Пятьдесят лет он был в работе, писал и сочинял до последнего. До последней возможности... Потом у него случился один инсульт, второй... Он относился к этому достаточно спокойно, наверное, переживал, но переживал внутри себя, отгоняя депрессию своим увлечением музыкой.