«От "Мастера и Маргариты" я отказался сам». Самойленко рассказал о ролях

Александр Самойленко. © / Кадр из фильма «Салют-7» (2017)

Александр Самойленко уже десятки лет остаётся востребованным и любимым зрителями актером. «Папины дочки», «Маросейка 12», «Ночной дозор», «Аритмия», «Салют-7», «Холоп», «Вызов», «Чук и Гек. Большое приключение» — фильмография актера насчитывает более ста картин.

   
   

На кинофестиваль «В кругу семьи», который проходит в Ярославле, Александр приехал в качестве почетного гостя и в интервью порталу aif.ru рассказал и о своей семье, и о новых работах, и о том, почему отказался сниматься в фильме «Мастер и Маргарита»

«Мои дети не мажорят»

Елена Садкова, aif.ru: — Александр, в «Холопе» ваш персонаж пытается перевоспитать сына-мажора довольно-таки жесткими методами. У вас возникала когда-нибудь мысль применить их к своим сыновьям?

Александр Самойленко: — Нет, конечно! Мне кажется, что какая-то внутренняя воспитанность передается с генами или через кровь. У меня все дети умеют себя вести. Они у меня воспитанные. Не знаю, правда, каким уж образом так получилось (улыбается). Но они не мажорят, нет.

— У вас в этом фильме такая компания подобралась: Иван Охлобыстин, Саша Бортич, Милош Бикович — все очень разные. Как вам работалось вместе?

— Клим всех объединял (Клим Шипенко — режиссер — прим. ред.). Он талантливейший человек и объединяет вокруг себя талантливых людей. Думаю, что большинство актеров пришли в этот проект именно из-за него, во всяком случае, я-то точно. Я вообще снимаюсь практически во всех его фильмах. И очень этому рад. Считаю, что на сегодняшний день он один из самых крутых режиссеров. Хотя некоторые считают его ремесленником. А я, например, не думаю, что быть ремесленником — зазорно. Наоборот, по моему мнению, это, наивысшее звание для человека, если он профессионал, и сам лично всю жизнь к этому стремлюсь.

   
   

— Вы — многодетный папа, у вас три сына и дочка. Есть разница в воспитании мальчиков и девочки?

— Не могу сказать, что я прямо гуру-воспитатель. Но, конечно, есть разница, ведь все люди разные. А мальчики и девочки — это вообще две разные планеты, их даже сравнить нельзя. Дочке сейчас пять лет, а она уже маленькая женщина: что-то мне нравится, что-то нет, но она — моя девочка и моя любовь на всю жизнь.

— Веревки из вас вьет?

— Чуть-чуть да... Я запрещаю гаджеты, телевизор, а она все равно просит. Разрешаю. А что делать?

— Вы снимались с сыном Александром в сериале «Родители». Как работается на площадке с собственным ребенком?

— Хорошо! Тем более, что он хороший артист. Могу конечно, сделать какое-то замечание, но я не въедливый, не каждый съемочный день что-то говорю. Но сын слышит меня, прислушивается к моим советам. Так что все нормально, он хороший, воспитанный мальчик.

«Роман Булгакова — проклятая вещь!»

— Сами вы после театрального института не сразу погрузились в актерскую профессию. Почему? Наступило разочарование?

— Ну, вы же помните, это были 1990-е... Актерство тогда не приносило вообще никаких денег. При этом не было квартиры, я разошелся с первой женой. А у нас сын маленький... Пошел зарабатывать. Безвыходная ситуация.

— А я слышала, что вы считали актерскую профессию скучной и однообразной.

— Да, я это говорил, но в другом контексте — объяснял, почему занимаюсь разыми делами не вместо, а помимо актерства. Профессию свою очень люблю и, наоборот, считаю, что в какой-то момент я ее предал, и она мне мстит до сих пор. Но мне просто скучно заниматься только актерством. Если это единственное занятие, то оно меня немножко утомляет.

«Ночной Дозор» (2004). Кадр из фильма

— Правда, что вы поначалу не хотели сниматься в «Ночном дозоре»? А ведь фильм стал настоящим хитом.

— Если честно, я не люблю фантастику и очень редко соглашаюсь сниматься в чем-то подобном. Признаюсь, меня «купил» Тимур Бекмамбетов. Очень люблю и давно знаю Тимура и, узнав, что это он снимает, согласился. Только из-за этого. И совершенно точно не жалею, что снялся в «Дозоре». Но повторюсь, я не фанат этого фильма и уж точно фантастики такого рода.

— Были у вас связаны с «Дозором» какие-то мистические вещи? Там же всякая нечисть...

— Нет... А вот от съемок в новой экранизации «Мастера и Маргариты» я, кстати, отказался. Даже не стал рассматривать предложение. Считаю, это проклятая вещь. Ее нельзя ни ставить, ни снимать. Я в это очень верю. Так же, как и «Маскарад» Лермонтова. Играл в спектакле «Маскарад» и происходило много всяких разных событий... Для примера, сначала Сергей Шакуров ногу сломал, потом я... Какая-то проклятая постановка. И «Мастер и Маргарита» тоже проклятое произведение.

— А вот Анна Ковальчук, которая сыграла Маргариту в сериале по этому роману Булгакова, говорила, что получила благословение и ничего не боялась, как будто у нее был оберег.

— Я бы все равно не стал рисковать, сто процентов. Священник ведь тоже человек... А самого Господа Бога я даже не буду отвлекать по этому поводу. Это, во-первых. А во-вторых, вот сейчас «Войну и мир» снова собираются снимать. Зачем? Не представлю. То же могу сказать и про «Тихий Дон». Зачем такие произведения экранизировать? Ну, раньше это было модно... Ну ладно три-четыре серии. А двенадцать, пятнадцать, зачем это?! Для чего? Нужно аккуратно с экранизациями поступать. Я бы не рискнул, например.

«Болел за «Салют-7»

— Сейчас, много шума наделала новость о том, что Министерство просвещения рекомендовало переснимать легендарные советские фильмы. Среди которых «Летят журавли», «Судьба человека»... Что думаете о такой инициативе?

— Если это правда, то это чудовищно. Это погубит само восприятие этих фильмов. А потом, ну как можно переснять что-то хорошее? Не представляю. Зачем? Ведь есть огромное количество замечательных вещей и историй, которые можно снимать. Поэтому, если хотите мое мнение, я — противник этого.

— Два замечательных фильма, в которых вы играли, — «Аритмия» и «Салют-7» — конкурировали за главный приз на «Золотом Орле». В итоге фильм о космосе победил. Признайтесь, за какую картину болели?

— Конечно «Салют-7»! Во-первых, считаю, что это моя лучшая роль. У меня лучше не было и не факт, что будет. Во-вторых, это Клим Шипенко. Это была его первая полномасштабная и очень мощная работа. Да и у меня тоже. Моя роль там не главная, но, тем не менее лично для меня она главная. Мне очень жаль, что он не прозвучал так, как заслуживает. И это ужасно, потому что фильм на самом деле мощный. И не потому, что я там играю. Он как из того поколения советских фильмов, с моей точки зрения, берущих за душу.

— «Папины дочки» возродились. Как к этому отнеслись?

— Ой... Плохо. Но меня уговорили сняться там в одном эпизоде. Считаю, что нельзя входить в одну реку дважды.