«Они проиграют, а не мы все». Поэт Влад Маленко — о «вывихе времени»

Влад Маленко. © / Евгений Биятов / РИА Новости

Поэт Влад Маленко в интервью aif.ru рассказал о фильмах и песнях нового времени, стонах сбежавших артистов, Пугачевой и SHAMANе.

   
   

Про слезы искренние и фальшивые

Владимир Полупанов, aif.ru: — Влад, мы с тобой за последнее время много раз говорили про патриотизм. На волне СВО огромное количество людей ринулось снимать кино, писать патриотические произведения — песни, стихи. Ты говорил, что много в этом графомании. А к SHAMANу ты как относишься? Часто слышу, что он сумел проартикулировать время. При том, что песню «Встанем» Ярослав Дронов написал до начала спецоперации. Он, как мне кажется, поймал то, что было разлито в воздухе. Но и его упрекают в «плакатности».

Влад Маленко: — Я-то знаю, зачем Собчак выудила у Захара Прилепина ответ на вопрос про отношение к SHAMANу. Мол, модно говорить, что ты не принимаешь SHAMANа, надо обязательно сказать, что ты, типа, выше. На мой взгляд, SHAMAN — трудяга. Он очень хорошо чувствует настроение общества и точно его выражает. Он продукт своего времени, он соответствует разбалансированному слуху и вкусу народа, он, по крайней мере, его собирает. Так же, как тот же Газманов. Да, SHAMAN, Газманов и т. д. — это не Утёсовы, не Шульженко, не Вертинские, это другой калибр, но и народ с повязкой на глазах, с попсовыми берушами в ушах, тоже не того воспитания народ, который в 50-е слушал в исполнении Николая Рыбникова песню «Тишина над Рогожской заставою» (из фильма «Дом, в котором я живу» 1957 г., авторы Фатьянов и Бирюков — Ред.). При всех бедах прошедшего войну поколения, которому некогда было заниматься утончённым образованием, у народа были поводыри покруче. В школах при Сталине был предмет «Логика», например. И нельзя вставать в позицию: я, знаете, такое слыхивал, а вы мне предлагаете SHAMANa. Ну, тогда напишите что-нибудь такое, сделайте так, чтобы миллионы людей вставали на концертах, как под песни SHAMANa, пели и плакали. Я, например, был все годы не в восторге от того, что на Ленинградском вокзале в Москве звучит песня Газманова «Колокола». Конечно, должен звучать другой гимн Москвы, гениальная песня, которую всегда после 100 грамм водки пел мой друг Иван Бортник — «Дорогая моя столица». И SHAMANу я желаю написать нечто подобное. Хотя его песни «Встанем», «Я русский» — определённый выкрик, поднимающий настрой. Мы сейчас и занимаемся тем, чтобы сбалансировать всё это. Чтобы нас услышали, чтобы после «времечка», после шоу на раздевание, унижения людей, на котором бабло зашибали нынешние «художественные интеллигенты», сидящие в Юрмалах, пришло, наконец, ВРЕМЯ, настала пора Большой Сборки. А это долгий процесс. И, конечно, в него заползает под шумок много кликуш. И полно тех, кто использует эту непростую ситуацию и фальшивыми слезами умывается. Я вижу музыкантов, артистов, поэтов и поэтесс, которые, самое печальное, вводят привычку быть записным патриотом. Спекулируют. Об этом мои строчки во «Ржеве»: «Не кричите про Родину и Любовь!» И написаны они, кстати, задолго до СВО.

— Ты, человек с актёрским образованием и большим таганским прошлым, видишь ли новые фильмы, которые и патриотические, и про сегодняшнее время, и качественные?

— Все мои молодые друзья говорят, что мини-сериал «20/22» сделан честно. Он про героев и антигероев нового времени, про СВО, про проблемы «мирняка».

— Зритель готов к этим фильмам?

   
   

— Безусловно. Народ на низком старте. Люди готовы к фильмам, спектаклям, художественным размышлением о русской дороге в будущее.

— Но низкие кассовые сборы говорят об обратном.

— Подожди, всё только начинается. Ещё рано делать выводы. Нужны поводыри, которые с людьми на одном языке говорят, на одной земле живут, из одной маршрутки выходят, себя выше не ставят, но в то же время имеют багаж начитанности, насмотренности и начинают потихонечку с людьми делиться. Как те царские офицеры и учёные, которые стали красными при Советах и делились своим опытом с народом, растворялись в нём. Другой вопрос: кто сторожит сторожей? Кто назначает поводырей? Иногда я вижу вожатых, спешно, для галочки и отчета назначенных. Думаю: наверное, он неплохой человек, но сейчас ещё не может говорить об этом или вообще не должен, или должен говорить, но про другое и не здесь, а тем более управлять! Его самого надо учить и учить... У нас до сих пор действует старая система назначений, как бы впроброс. Таким вот назначениям в тот же Совет по культуре при нашем главнокомандующем надо уделять большое-большое внимание. Это военный, стратегический вопрос, а не трёп про фильмы и книжки.

Кого «заклевала» Пугачева

— Недавно разговаривал с Евгением Гришковцом, который сказал: «В моём представлении патриот — это человек, который в самые сложные времена всегда остаётся с народом и разделяет с ним и радость, и позор, и беду. И от того, что он здесь, другим хорошо». Юрий же Шевчук, считающий себя патриотом, написал мне в начале спецоперации: «Вы все проиграете». Мне кажется, что большинство из тех, кто сбежал из страны, побежали из страха, что Россия проиграет.

— Юре за большие хорошие песни народ уже сказал свое «спасибо». Откланялся. Мне когда-то Шевчук объяснял, как в древнем Риме за черту города выгоняли неопределившихся граждан... А нынче Киев и Донецк его разделили пополам, по его же словам, но только Киев больше, наверное. Шевчук всегда «за всё хорошее, против всего плохого»... И мне думается, что здесь имеет место не очень правильное представлении о стране и государстве, о тех процессах, которые не за год возникли. Народ был в одном месте, а они, «голоса эпохи», жили в другой стране — условной «ельцинской» России. И в их голове возник некий симулякр, связанный с неким представлением об «оттепели», шестидесятничестве, Горбачёве... Они — Шевчук, Макаревич*, БГ*, Пугачёва и многие другие — до сих пор принимают эту форму России. В этой России их опекали свои «смотрящие», подбадривали не только словцом... Помнишь, как в старом анекдоте: «Дедушка, когда было лучше — сейчас или при Сталине?» «При Сталине, потому что бабы были моложе». Вот они и застряли там, где «бабы моложе», как бы. А народ как в подполе огурцы солил, так их и солит там. И вот он выглянул оттуда и удивился: этот убежал, а этот рядом.

Что такое патриотизм? Это, на мой взгляд, лекарство от расщепления, вырождения, от смерти.

Что такое патриотизм? Это, на мой взгляд, лекарство от расщепления, вырождения, от смерти. Это чувство иммунитета, оно либо есть, либо его нет. И мы с тобой наблюдаем, что бывает с судьбами людей, если этого иммунитета нет. У того же Шевчука как музыканта стремительно теряется сцепление с поколением, которое больше не доверяет всем этим перестроечным «детям Арбата», старомодным фильмам и спектаклям, где нужно репрессии Сталина осуждать, чтобы америкосы по головке погладили. И он едет в Казахстан или Израиль ностальгировать «по детям Арбата». В этом смысле эти ребята — заложники прелести исторического эпизода в истории России, когда очередной Лжедмитрий сулил европейские блага, а они были вокруг него. И они проиграют, а не мы все. Они уже проиграли, Володя. Да, Шевчук правильно говорит, что Родина — это «бабушка на вокзале, торгующая пирожками». Только у бабушки внуки на СВО, понимаешь. И они ей денежки шлют. И СВО — не вздорное решение каких-то мужчин, это вынужденная русская мера ответственности за свое небо, за свою землю, это ответ на многолетнее унижение, которые выпало на молодость Шевчука, но от этого не стало меньшим унижением для большинства людей. Они все, эти «перестройщики», рокеры из-под юбки Джоанны Стингрей прыгнули в последний советский вагон и из него начали хаять советское же... И Гришковец, наверное, прав: даже если есть позорные страницы, их надо разделять, а не отделять себя. Возвращаясь к разговору о Мандельштаме и Шолохове, скажу — вот идёшь по Донскому кладбищу в Москве и видишь: здесь лежит белый генерал, здесь — красный, здесь — Солженницын, а здесь — Юрий Петрович Любимов. Они все здесь, на Донском лежат, на этом погосте, а Россия дальше едет на гоголевской тройке.

«Сердце не предаёт»

— Тебя не удивило, что от Пугачевой, которую любили, носили на руках, большая часть ее публики отвернулась? Большую личность видно по большим поступкам. А сейчас я не вижу у нее больших поступков.

— Пугачева не герой моего романа, но скажу так: у нее много ипостасей. Она достойна того, чтобы смотреть на нее зрением стрекозы и разглядеть ее личность со всех сторон. Одна Пугачева выиграла конкурс «Золотой Орфей» в Болгарии в 1975 году с песней «Арлекино» — талантливая артистка, одна из учениц Клавдии Шульженко. Другая Пугачева исполнила массу замечательных песен Александра Зацепина. У неё было чутье на великолепные слова и музыку. Иногда и сама сочиняла, а порой исправляла какие-то тексты песен. Еще она была очень жёстким администратором своего таланта. И как тиран-администратор эта певчая клевала всех тех птиц, которые близко подлетали и начинали петь похоже. И это была другая ипостась Пугачёвой. Пугачёва 90-х собрала некоторое количество людей в определённую структуру, клан. Так же, как и Иосиф Давыдович Кобзон. Неслучайно мы наблюдаем сейчас хоры как бы ослепленно влюблённых в Пугачёву определённых социальных групп, как будто она их покровитель. Они готовы ей отвешивать любые эпитеты.

Не украинцы же воюют с Россией. Воюют украинцами, как будто они совковые лопаты или тряпичные куклы...

Пугачева и сегодня не та, которой была ранее. Я уже не говорю про её нынешние вокальные данные. Голосовой аппарат артиста — это тоже зона его ответственности, святая. Впрочем, это естественный процесс. Но в том и дело, что сам наш разговор на руку Пугачевой. Этот разговор прямо навязывают. Вот и ты у меня спросил про нее. Я бы говорил и говорил про Лермонтова, Тютчева, Блока... (смеется). Короче, Алла Борисовна Пугачева — выдающаяся советская актриса. А дальше уже рынок ее докрутил до некого гоголевского персонажа из «Мертвых душ-3», сделал такой Тетей-Мотей, скупающей с Чичиковым на пару через YouTube «мертвые души»... А ты, кстати, не заметил, что с той поры, когда мы в первый раз об этом с тобой размышляли, может быть, прошёл год, а то и два, в рассуждениях людей уехавших появился какой-то жалостливый тон?

— Не заметил. Они там по-прежнему хихикают и предрекают гибель России.

— А я вижу — среди по-настоящему людей умных и талантливых. Где-то в глубине души они не могут не догадываться об истине. Сердце не предаёт. Пойми, они инструментарий, не от них всё исходит, они не источник этой инфо-власти, грубо говоря. Скорее, заложники. Но не так страшны уехавшие... А еще я бы очень хотел, чтобы коды той же украинской культуры, литературы, живописи и, прежде всего, песен были востребованы здесь у нас, чтобы от них не чурались, а чтобы мы их как бы заново освоили, влили в них свой новый кураж.

Влад Маленко. Фото: РИА Новости/ Кирилл Каллиников

— И вернули песни украинских артистов на радио, условно говоря?! Ты в своём уме? Извини меня, но было бы странно, например, если бы во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе звучали песни на немецком языке.

— Так не украинцы же воюют с Россией. Воюют украинцами, как будто они совковые лопаты или тряпичные куклы... Да, я считаю: пускай их слушают. Пускай молодые люди понимают, что мы любим украинскую культуру, и не только Гоголя из Миргорода, Булгакова из Киева, Ахматову из Одессы, но и Тараса Шевченко, и Лесю Украинку, и Григория Сковороду. У меня есть друг почтенного возраста. И у него впереди юбилей. Серьёзный человек, прожил жизнь достойно, родом с Украины. Он спросил меня: «Как мне свой день рождения справить? Хочу как-нибудь нестандартно». Я говорю ему: «Саша, сделай украинский вечер для всех гостей — с песнями, книгами. Чтобы мы, наоборот, поговорили о том, какая это замечательная земля, наполненная талантливыми, радостными людьми, пообщались. Чтобы нарушить «благополучие войны», «перепутать её клеммы», запутать войну и убрать ее с нашей обшей русской дороги.

*Физическое лицо, исполняющее функции иностранного агента