«Если „щелкнуло“, то повезло!» Гаркуша рассказал о кино, «Аукцыоне» и роке

Кадр из фильма «Особенности национальной больницы». © / НМГ Кинопрокат

В российский прокат выходят «Особенности национальной больницы» — фильм режиссера Станислава Светлова, снятый по сценарию Александра Рогожкина — автора почти всех «Особенностей...», которые были в отечественном кино. Главным героем картины стал молодой немец Вернер Мюллер (Карл Филлип Бенцшавель), который случайно устроился волонтером в неврологическое отделение обычной больницы в Петербурге, где его ждет очень долгий и насыщенный день. В ролях также заняты Виктория Исакова, Ольга Смирнова, Виктор Бычков, Аркадий Укупник. Одного из героев фильма сыграл шоумен, автор текстов песен группы и музыкант группы «Аукцыон» Олег Гаркуша. Накануне премьеры «Особенностей национальной больницы» aif.ru поговорил с Гаркушей о том, как он попал в этот фильм, о рок-музыке восьмидесятых, о «Роке» Алексея Учителя и о том, почему эта музыка до сих пор остается популярной.

   
   
Кадр из фильма «Особенности национальной больницы». Фото: НМГ Кинопрокат

Про кино

Игорь Карев, Aif.ru: — Вы в некоторых интервью говорили, что в кино всегда оказываетесь по знакомству.

Олег Гаркуша: — Не совсем так. Преимущественно авторы фильмов выходят на меня, приглашают, смотрят, а уже потом происходит знакомство с режиссером. Признаюсь откровенно — ни с одним режиссером до начала работы я не был лично знаком. С Алексеем Балабановым или с Владимиром Хотиненко мы познакомились уже перед началом совместной работы.

— В случае с «Особенностями национальной больницы» была такая же история?

— Тут как раз можно говорить о знакомстве, только не с режиссером, а с генеральным продюсером фильма — Алексеем Учителем, с которым мы знали друг друга ещё с восьмидесятых. Потом познакомился и с режиссером Станиславом Светловым.

— У вас в кино обычно небольшие, но очень характерные роли. Кого вы играете в новых «Особенностях...»?

— У меня и в этом фильме небольшой эпизод, я играю забавного персонажа, лифтера Юру. Мне такие роли нравятся. Я вообще считаю, что в эпизоде можно сыграть намного убедительнее, чем в главной роли. Но и главные роли у меня тоже были — например, у Балабанова в проекте «Я тоже хочу». А в ближайшее время должен выйти фильм Георгия Лялина «Длительные свидания», где я снова играю главного героя, отца Александра. Он уже был показан на фестивалях и на родине Василия Шукшина (XXVI Всероссийский Шукшинский кинофестиваль проходил в июле 2024 года — прим. ред.) мне вручили приз за лучшую мужскую роль.

   
   
Фото: Онлайн-кинотеатр START

— Фильм «Особенности национальной больницы» снят по сценарию Рогожкина, который уже скончался. Как вы относитесь к его фильмам?

— Конечно, я все эти фильмы смотрел, когда они выходили. Прикольные, смешные, в них замечательный, тонкий юмор. Хорошие...

— А вы сами отбираете проекты, в которых согласны сниматься? Или от чего-то отказываетесь, если вам неинтересно играть предложенную роль?

— Мне, как правило, везет. Если предлагают роль, она оказывается интересной или забавной или и то, и другое вместе. На мой взгляд, у меня нет ни одной проходной роли. А ведь я вообще-то не артист, но авторы фильмов, наверное, знают мои возможности и предлагают то, что я могу сыграть и где буду смотреться органично. Думаю, мой типаж — Олег Гаркуша, но я из-за этого не расстраиваюсь.

Про рок-музыку

— Алексей Учитель, которого вы упомянули, когда-то чуть ли не первый снял вас в кино — в документальном фильме «Рок». То время вообще проходило под знаком этой музыки, хотя, наверное, больше на слуху была «Асса» Сергея Соловьева. А какие ваши воспоминания о том сотрудничестве?

— «Рок», на мой взгляд, выполнял ту же функцию, которую сейчас играет интернет. Ведь тогда было очень мало информации, ее добывали отовсюду по крупицам, и когда «Рок» появился в кинотеатрах по всей стране, это помогло тому, что люди узнали о существовании самых разных групп — «Кино», «Аквариум», «Аукцыон»... Но хочу напомнить, что фильм Учителя не был первым — сначала появился фильм Юриса Подниекса про прибалтийских панков «Легко ли быть молодым?», потом — картина «Взломщик» Валерия Огородникова, где тоже засветился «Аукцыон» и где звучала музыка «Алисы» и «Кофе». Ну и, конечно, «Асса», «Игла».

— Слушатели действительно тогда ничего не знали, например, что вы пишете слова к песням «Аукцыона».

— Да, никто ничего не знал. Многие вообще думали, что на самом деле в нашей группе пою я, а не Леонид Федоров.

— У вас с ним не было конфликтов из-за этого?

— Нет, конечно. Понимаете, у нас коллектив очень странный и интересный — я «Аукцыон» имею в виду. Мы никогда не спорили, кто главный, а кто не главный, Федоров поёт, а я не пойми чем занимаюсь.

— Делаете шоу?

— Пожалуй. Ни у кого из нас нет какой-то крутизны, никто не требует отдельную гримерку или бизнес-класс в самолете, у нас всё поровну. Думаю, именно поэтому в 2025-м группе исполнится 42 года.

— Вы же юбилей не отмечали?

— А мы не отмечаем! Зачем это делать? Кому надо и так о нас знает.

— Олег, какое у вас отношение к русскому року в целом? Мне казалось, что и в восьмидесятые «Аукцыон» стоял особняком от остальных групп...

— Ну не скажите, и до нас были группы, которые играли такую же музыку. Например, были «Странные игры» — замечательная группа, которую я всегда любил и люблю. Или группа «Мануфактура», которая, правда, просуществовала недолго, а её солиста Виктора Салтыкова сманили в «Форум». Эти команды начала восьмидесятых, мы образовались в 1983-м, а вскоре после этого началась совсем другая музыка, отличная от той, что играли наши предшественники в ленинградском рок-клубе. Но вообще всё очень сложно. Вот есть Виктор Цой — гениальный человек, который на трех аккордах писал замечательные песни, которые поют и слушают несколько поколений. Он такой — один на миллиард. Но потом появилась «Гражданская оборона», например. И как их сравнивать?

Про личное

— Ваш сын не стал музыкантом — вам не обидно?

— Да, правильно, он в авиации работает. Но почему мне должно быть обидно? Моя мама работала инженером-технологом на заводе «Треугольник», но я же не пошел на резиновый завод, не стал механиком, а выбрал другую профессию. Так и в этом случае. Ему же выбирать, как жить, а я могу только поддержать его выбор.

— Олег, известно, что у вас были проблемы с алкоголем в девяностые, вы потом лечились...

— Алкоголизм, к сожалению, неизлечим. Я проходил реабилитацию в Америке в 1996-м. Не употребляю алкоголь уже двадцать восемь лет и помогаю людям справиться с этой проблемой. Состою членом попечительского совета «Дома надежды на Горе», часто даю интервью на эту тему, участвую в передачах. Но это беда, вылечить алкоголизм невозможно, нельзя человека просто «зашить», нужно, чтобы у него в голове что-то «щелкнуло» — мол, хватит. И если «щелкнуло», то повезло...