«Актёры развращены». Чем запомнилась ушедшая звезда «Небесных ласточек»?

Антонина Аксёнова (2014 год). © / Кадр из видео

21 сентября в Германии, во Франкфурте-на-Майне, умерла актриса Антонина Аксёнова. Ей было 79 лет.

   
   

Нельзя сказать, что у Антонины Павловны была обширная фильмография. На её счету всего лишь пять кинокартин, одна из которых — и вовсе короткометражка «Кешка и гангстеры» 1991 года. Правда, именно эта лента получила первый приз на Международном кинофестивале «Пост-Монтрё — 1992» в Швейцарии. Другие картины вряд ли чем-то запомнились — ну, разве что в фильме «Я служу на границе» 1973 года одним из авторов сценария был тогда начинающий, а впоследствии знаменитый режиссёр Владимир Меньшов.

Но иногда даже скупая фильмография может цениться выше обширной. Дело в том, что Антонина Аксёнова снялась в одном из безусловных хитов советского кино — музыкальной комедии «Небесные ласточки». Правда, как обычно, в серии эпизодов. Но всё-таки её Сильвию, субретку и подругу примы театра варьете Коко в исполнении Людмилы Гурченко, запомнили многие. Да что там многие — наверное, все.

Аксёнова действительно снималась мало. Но вот как актриса театра она была востребована — дебютировала в Красноярском Театре юного зрителя, где познакомилась с режиссёром Петром Фоменко, который тогда подрабатывал на провинциальных сценах. Затем был Ленинград и снова Фоменко, о котором актриса вспоминала с большой теплотой: «Я работала с ним семь лет, захватив самые лучшие годы театра!»

Приёмная семья Антонины Аксёновой. Кадр из видео

Вполне возможно, что «Небесные ласточки», снятые в 1976 году на киностудии «Ленфильм», могли бы стать трамплином для последующей кинокарьеры Антонины Павловны. Но вышло так, что годом позже на постановку в Ленинград был приглашён минский режиссёр Валерий Раевский, ученик знаменитого Юрия Любимова. И актриса, вначале просто заинтересовавшись восходящей звездой, очень скоро поняла, что свяжет с ним свою судьбу. Так Аксёнова перебралась в Минск и поступила в Минский русский театр. А в 1980 году ей пришлось покинуть и театр, и Минск. Обратно она вернулась только три года спустя, когда улеглись страсти по её брату.

Антонина Аксенова в фильме «Я служу на границе» (1973). Кадр из фильма

Дело в том, что актриса выросла в очень непростой семье. Не родилась, а именно выросла. Своих биологических родителей она не помнит и не знает. А мамой эта магаданская девочка с двух лет привыкла звать Евгению Гинзбург, у которой к тому моменту уже был родной сын Вася, носивший фамилию первого мужа Евгении Соломоновны — Аксёнов.

   
   

Да-да, это тот самый Василий Аксёнов, классик нашей литературы, человек, имевший очень сложные отношения с советской властью и вынужденный в 1980 году уехать в США. Ясное дело, что его сестре, пусть и не кровной, после такого крепко досталось.

В актёрской профессии Аксёнова разочаровалась в начале 1990-х годов, когда Минский русский театр не продлил с ней договор. Впрочем, разочаровалась не сразу — была ещё попытка сделать карьеру за океаном. Василий Аксёнов пригласил её в США, актриса, разумеется, поехала. И там наступило отрезвление — Антонина Павловна не раз говорила, что только в Америке убедилась, где настоящее место артиста: «У нас актёры очень развращены славой и общественным признанием — все спрашивают их мнение, заглядывают им в рот, заискивают перед ними, а это неестественно».

Антонина Аксёнова в фильме «Небесные ласточки». Кадр из видео

Впрочем, театр её не отпускал до самого конца — в Германии Аксёнова основала детский театр и занималась преподаванием актёрского мастерства.