От портрета к пейзажу: музей Нанта в Москве

Фото: АИФ

В Московском музее современного искусства (MMOMA) и Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) открылась двойная выставка из коллекции Музея изобразительных искусств Нанта. С французской стороны выставку открывала искусствовед и куратор Бландин Шаванн, с российской – генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин и исполнительный директор МОММА Василий Церетели.

   
   

 

Анна Гор, Василий Церетели, Бландин Шаванн. Фото: aif.ru

 

Среди гостей присутствовали экс-галеристка и художницаАйдан Салаховаи Анна Гор, директор Приволжского филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде, где экспозиция выставлялась с 1 июня по 5 августа.

 

Айдан Салахова. Фото: aif.ru

 

Идея разделить экспозицию на две площадки отвечает концептуальному замыслу выставки. Каждая часть исследует пределы жанра – портрета или пейзажа. Проще говоря, кураторы задумались сами и заставили зрителя задуматься над тем, что привычно считается портретом, что – пейзажем. Некоторые экспонаты выставки с первого взгляда сложно идентифицировать – например, инсталляцию из настоящих, некогда бывших живыми, рыб, запаянных в полиэфирный пластик, художника Тони Гранда, или композицию «Вулканический архипелаг №14» художника Эрика Фонтено – кусочки географической карты под стеклом, раскиданные по стене, или «Радиоактивность» Фабриса Ибера – стеклярус, рассыпанный и приклеенный к холсту. Все эти работы проходят по категории «Пейзаж».

   
   

 

Зрительница у полотна Поля Мадлина. Фото: aif.ru

 

Как и несколько пейзажных видеоинсталляций на больших экранах, а также вполне традиционные классические работы «холст, масло» - например, характерный рокайльный «Пейзаж с башней» Жан-Жака де Буасье (XVIII в.) или импрессионистские «Жатва» Поля Серюзье или «Старая мельница» Поля Мадлина.

По тому же принципу организована и выставка «Пейзаж» в ГЦСИ на Зоологической. «Старую гвардию» на ней представляют «Мужской портрет» Тинторетто – рыжебородый молодой человек с лицом настолько современным, что надпись под картиной «XVI век» кажется ошибкой; «Портрет мальчика» в широком кружевном воротнике, работы неизвестного художника XVII века (одно время за живость письма эту работу приписывали Веласкесу), и два женских портрета XVIII столетия. На одном неизвестный художник изобразил танцовщицу или актрису с букетиком цветов. Другое полотно, портрет маркизы де Мижье работы Жозефа-Мари Вьена, запечатлел красивую аристократку рядом с мраморным бюстом ее отца – сходство чувствуется. Замыкает рокайльный период еще один детский портрет – юного Шарля-Этьена де Буржевена де Вьялара, графа де Сен-Мориса, кисти знаменитого Жана-Батиста Греза.

 

Посетитель у полотна Поля Серюзье. Фото: aif.ru

По контрасту и для «определения границ портрета» рядом размещена концептуальная инсталляция Клода Рюто «Автопортрет и все… Пуссена и прочих…» - четыре холста произвольной формы, загрунтованные под цвет стены, без каких-либо изображений, и крошечная старинная гравюра в рамке. Хит экспозиции в ГЦСИ – многоэкранная инсталляция знаменитой художницы Марины Абрамович«Галерея автопортретов» 1999 года, где она то воплощается в юную красавицу, то чистит щеткой человеческий череп. Видимо, это демонстрирует бренность всего сущего.

Современные техники представляет и видеоинсталляция Дугласа Гордона «Через плечо». Это портрет – но на нем нет лица, только руки и ноги: рука вцепляется в ногу, нога прижимает руку, и кажется, что они живут собственной жизнью, лицо их обладателя остается за кадром. Контрастируют друг с другом три портрета: постреалистическое изображение маленького мальчика, подобно Фоме Неверующему, щупающего пальцем рану – правда, свою собственную («Любопытный» Джеймса Рилли), странное ушастое существо серого цвета, похожее на обезьяну в короне - «Без названия/Маленький король» кисти Розмари Трокель (критики-кураторы назвали изображенного «ребенком» и сообщили о том, что художница вложила в изображение «суггестивную силу»), и «Дядя Руди» Герарда Рихтера. В этом изображении нацистского офицера в форме интересна техника: это сибахромный фотоопечаток снимка холста, на который художник, в свою очередь, срисовал портрет своего дяди-нациста с черно-белой фотографии военных времен.

Двойная выставка в московских музеях современного искусства продлится до 21 октября.