На отгремевшем в минувшие выходные международном песенном конкурсе «Евровидение-2021» Великобритания заняла последнее место. Исполнитель Джеймс Ньюман с песней «Embers» не получил ни одного балла ни от членов профессионального жюри, ни от телезрителей. Это не значит, что за него не проголосовал ни один человек. Но число людей, отдавших ему свои голоса, было столь ничтожно, что их сумма не потянула даже на 1 балл.
Такое в истории «Евровидения» впервые. Правда, был ещё один позорный для Великобритании на этом конкурсе 2003 год, когда от России в Ригу отправилась группа «Тату» с песней на русском языке и заняла третье место. Британская участница Jemini в тот год оказалась последней.
При этом Британия 5 раз выигрывала конкурс с 1967-го по 1997-й, то есть еще в прошлом веке. В 2000-е заметный успех был в далеком теперь уже 2002 году в Таллине, когда от Британии выступала Джессика Гарлик (3 место). Понятно, что на «Евровидении» есть только первое. Но быть на второй или третьей строчке в финале тоже не так уж плохо.
Если брать всю историю выступлений представителей Туманного Альбиона на этом конкурсе, то рейтинг у британцев довольно высокий. Великобритания занимает третью строчку после Ирландии и Швеции. То есть до явных аутсайдеров конкурса — Албании, Венгрии и Армении — британцам далеко. Но есть куда стремиться. И такое ощущение, что Британия сознательно стремится в клуб аутсайдеров. Можно судить по тому, каких артистов делегирует она на «Евровидение». В последнее время представители United Kingdom оказываются в середине или в конце итоговой турнирной таблицы.
Держава, подарившая миру великих музыкантов — The Beatles, Pink Floyd, Ltd Zeppelin (и этот список почти бесконечен), — относится к конкурсу «Евровидение» по-снобски. Уж не знаю, чем руководствуются английские «выборщики», но выбор всегда оставляет желать… Исторически так повелось. Например, в 1962 и 1963 годах Британию дважды представлял Ронни Кэрролл, который сначала занял 10 место, а потом — 28-е, что, видимо, окончательно убедило его в том, что больше ему на «Евровидении» делать нечего.
Если бы британцы очень хотели выиграть этот конкурс, в те же 1960-е они бы просто отправили «битлов» и навсегда всем утёрли нос. Правда, в 1968 году Великобританию на «Евровидении» в Лондоне представлял Клифф Ричард, чья звезда в те годы не просто не закатилась, а ярко сияла над поп-олимпом. Он стал вторым, проиграв испанской певице Массиэль, спевшей победную песню с характерным названием «La, La, La». Но и Ричард, который Клифф, тоже на этом не успокоился. Он снова отправился штурмовать «Евровидение» в 1973 году и стал в итоге третьим. В 2012 и 2013 годах соответственно Великобритания делегировала на конкурс двух звёзд с мировыми именами — Энгельберта Хампердинка и Бонни Тайлер, — чей пик популярности и музыкальной формы уже был в прошлом. Хампердинк довольствовался 12 местом, Тайлер — 23-м. После этого британцы решили вообще не заморачиваться и делегируют на «Евровидение» артистов с местечковой известностью или начинающих.
Джеймс Ньюмен, занявший в этом году последнее место на конкурсе, не последний человек в английском шоу-бизнесе. Он номинант «Грэмми», обладатель премии Brit Awards в номинации «Лучший британский сингл года» за песню «Waiting All Night». Но большого успеха как певец он пока не имеет.
В таком подходе к выбору делегата и проявляется английский снобизм по отношению к «Евровидению». Хотя не только в этом. Во время оглашения оценок в финале конкурса британская ведущая Аманда Холден неудачно пошутила во время прямого включения из Лондона. «Bon Soir. Goedenavond, — приветствовала ведущая Европу. — Это означает „добрый вечер“ на французском и нидерландском, правда, я вообще без понятия, какой из них где». Некоторые британцы ноль баллов от Европы связывают с поведением Холден.
«Худшей частью вечера стал не нулевой балл (Великобритании), а Аманда Холден, продемонстрировавшая, почему Европа считает нас высокомерной нацией с отвратительно зашкаливающим чувством собственной значимости и почему за нас никто и никогда не будет голосовать», — написал британский актер Тристан Геммилл в Twitter.
«У Великобритании буквально нет союзников. Ни даже Ирландии или Австралии. Такое ощущение, что Великобритания не прикладывает никаких усилий к песне, выступлению, костюмам и т. д. Все остальные страны делают все возможное, даже если песня не очень хорошая. Почему мы вообще участвуем?» — возмутился пользователь соцсети Lyndsey McLaughlin.
Один мой приятель, живущий в Германии, на вопрос о том, за что Европа так унизила Великобританию на «Евровидении», без обиняков ответил: «Это им за брексит».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции