Восстание против лжи. Картина - оружие художника

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Эстеты могут даже поспорить о живописных достоинствах работ академика, орденоносца и депутата Верховного Совета. Его «неприглядный реализм» действительно выглядит неудобным и для взгляда, и для ума.

   
   

Выставка тем более интересна, что в советские времена считалось, что художник (будучи беспартийным) очень правильно отображал советскую действительность, выявляя её героическую, идейную и рабоче-крестьянскую сущность. Хотя в отличие от многих других художников-орденоносцев он не писал ни парадных портретов вождей, ни  празднично-спортивных ристалищ в стилистике Дейнеки, ни благостных пейзажей в манере Нисского.

Несытая правда

Может быть, именно поэтому, несмотря на то что он занимал одно из видных мест в иерархии советских живописцев, Г. Коржев выставлялся мало и в советских музеях присутствовал весьма фрагментарно. И для этого были причины: будучи идейно близким советским идеологам и мастерам социалистического реализма, он вызывал у них чувство недоумения. Вроде бы свой, социально близкий, не диссидент, не хулитель, но его картины вызывали чувство политического дискомфорта: точно он побуждал зрителя заглянуть в те переулки жизни, в которые в советские времена заглядывать было не принято и небезопасно. Его картины как бы намекали зрителю на то, что в СССР помимо «всепобеждающей правды коммунизма» существует какая-то другая - «несытая правда», другие, непарадные герои и другая жизнь, очень отличная от той, которую описывала газета «Правда». Помню, как в свои комсомольские годы, попадая в Третьяковку и наталкиваясь на немногочисленные полотна Коржева, я старался скорее прошмыгнуть мимо. Его картины вызывали недоумение и даже испуг. Как же так, думалось мне: жизнь такая яркая, советские песни такие радостные и весёлые, а он…

Картины Коржева находились в полнейшем диссонансе с тем, что советскому человеку показывали на Выставке достижений народного хозяйства и в кино. Центральная часть его знаменитого триптиха «Коммунисты» - картина «Поднимающий знамя» - вызывала внутренний протест. Думалось не о том, какой героический поступок совершает рабочий, подхватывая красное знамя, выроненное убитым товарищем, а о том, что и этот рабочий завтра (или чуть позже) тоже погибнет «в борьбе за рабочее дело» или на фронте. Таково было выражение лица героя картины.

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев (по сюжетам картин Гелия Коржева)

Интересно, что советская пропаганда даже не пыталась использовать Коржева в своих проповедях. Основные мотивы его творчества обходились стороной. О нём предпочитали молчать. И это неслучайно: живопись Коржева - это даже не диссидентский протест, это художественное восстание против лжи. Признать, что полотна ­Коржева - это и есть правда жизни, было равносильно тому, что выйти на Красную площадь, как это сделала в 1968 г. группа диссидентов после ввода советстких войск в Чехословакию. Да и для простого человека было удобнее и безопаснее поверить в то, о чём вещали советские репродукторы и о чём говорилось на партсобраниях. Самое большое, что мог позволить себе человек в обстановке тех десятилетий, - это не участвовать во лжи. 

Обнажённые

В 60-е годы, когда советская цензура несколько ослабила свои челюсти, многие художники кинулись как бы навёрстывать упущенное. Художники-нонконформисты, державшие до поры до времени фигу в кармане, стали откровенно показывать её властям, причём некоторые нарочито демонстративно. Многим памятен приобретший скандальную известность натюрморт О. Рабина - ржавая селёдка, лежащая на первой странице газеты «Правда». Потом было множество других натюрмортов - бутылки водки на фоне «Правды», черепа на фоне газетной статьи о «мирном сосуществовании» и т. д. Критика яростно набросилась на осмелевших художников, обвиняя их в очернительстве. Одна за другой появлялись разгромные статьи типа «Жрецы помойки». В 1978 г. Рабин был лишён советского гражданства.

   
   

Г. Коржева гражданства не лишали, званий не отбирали, разгромных статей по его поводу не писали. Он умер в Москве в почёте и уважении в 2012-м. Но несмотря на формальную канонизацию, на все титулы и звания, его персональные выставки не устраивались, а его наследие (сотни и сотни картин и графических работ) российским любителям живописи практически неизвестны. Власть инстинктивно «закрывала» его, надёжно прятала в запасниках. Для советских идеологов он был опаснее, чем десятки высланных диссидентов. Достаточно вспомнить его триптих «Опалённые огнём войны» с портретом одноглазого солдата. Страшны «Заложники войны», страшна картина со скелетом советского солдата, играющего на пионерской трубе.

Особая линия творчества Коржева - обнажённые женщины и натюрморты. И здесь неприглаженная, тяжёлая реальность советского бытия. Женские тела, измождённые трудом и не ждущие ласки, мужские руки, не привыкшие ласкать. Обнажённые Коржева вызывают жалость, слёзы. Это не Рубенс, не Ренуар, не сочные русские красавицы Кустодиева, не солнечная Серебрякова. Его натюрморты - «Стакан молока», «Крынки и таз для варенья» - никак не соответствуют картинам советского изобилия. А сцены свиданий вызывают чувство сострадания к тем «счастливцам», которым судьба позволила вернуться с войны и встретиться с родными.

Г. Коржев «Квартирантка». Фото: Институт русского реалистического искусства

*   *   *

Если пользоваться терминами современной политической пропаганды, то Г. Коржева можно было бы (задним, разумеется, числом) легко обвинить в отсутствии патриотизма и даже причислить к «агентам влияния». Он, разумеется, не был ни тем ни другим. Не знаю, посетит ли выставку В. Путин, как он посетил выставку Серова.

Г. Зюганову со товарищи по­знакомиться с творчеством Коржева было бы очень полезно. Не всё же ходить на свидание с Лениным. Отрезвляющее зрелище советских скелетов…