Справедливо было замечено уже вначале церемонии, что кинематограф помогает искать Героев. Согласен. Причём герои эти в прямом смысле слова шагнули на экран из жизни — львиная доля номинированных фильмов снята на основе реальных событий. И «12 лет рабства», и «Даллаский клуб покупателей», и «Капитан Филиппс», и чёрно-белая «Небраска», и «Она», и «Филомена» и т.д. — очень важные (я бы даже сказал, знаковые) ленты. Другие, впрочем, в номинанты не попадают. Но то, что драма Стива МакКуина «12 лет рабства» получила главный «Оскар», очень символично и симптоматично. Наверно, неправомерно говорить о том, что тема рабства в США стала кинотрендом последних лет, но это факт — за два последних года Голливуд выстрелил обоймой лент, так или иначе касающихся, по меткому замечанию Тарантино, «позорных страниц истории США»: «Джанго освобождённый» Тарантино, «Линкольн» Спилберга... И пусть первый снят в жанре «спагетти-вестерна», а последний — о 13-й поправке Конституции Соединённых штатов, отменяющей рабство, но тему рабства перестали обходить стороной.
Кто не смотрел творение МакКуина, настоятельно рекомендую. Это совсем не развлекательное голливудское кино в духе «Волка с Уолл-стрит». Оно и понятно, разве на тему рабства можно сделать развлекуху? Хотя вспоминаю нашу «опереточно-музыкальную» ленту «Крепостная актриса», снятую режиссёром Романом Тихомировым по оперетте Николая Стрельникова «Холопка». Ведь это почти комедия о рабстве, хоть и крепостном. Такого серьёзного высказывания на эту тему и глубокого проникновения в психологию рабовладельца и раба, как в фильме «12 лет рабства», в нашем кинематографе нет. Может, не время?
В основе «12 лет...» — документальное свидетельство (одноимённая книга) Соломона Нортапа, свободного чернокожего жителя Нью-Йорка, которого в 1841 году (за два десятилетия до гражданской войны между Севером и Югом), напоили снотворным и продали в рабство в южную Луизиану. Мороз по коже от ужасов, через которые приходится пройти Нортапу, чтобы вернуться домой к семье через 12 адовых лет. МакКуин вспоминал, что во время съёмок сцены избиения жестоким плантатором Эппсом молодой чернокожей рабыни Пэтси актёр Майкл Фассбендер просто потерял сознание от эмоционального перенапряжения. Вот на каком пределе возможностей играют актёры. В страдании нет ничего хорошего с точки зрения человека, но в нём есть высший божественный смысл. Ибо Нортап так и не сломался, выжил и вернулся к семье. При том, что кино историческое, оно очень актуальное. Сколько сегодня вокруг нас людей с внешними признаками свободных людей, но рабов внутренних, рабов денег, привычек, карьеры и т.д.
Впрочем, «Оскар» это не только кино и парад знаменитостей в ярких нарядах с ослепительными улыбками. Это ещё и великолепная музыка! Как бесподобны были U2 (в акустике) и Фаррелл Уильямс! Вот это Музыка, от которой настроение поднимается! Почему же, когда я слушаю большинство наших музыкантов, настроение, наоборот, портится? Хотя музычка у них вроде бы весёлая.
И сколько же в конферансе «Оскара» иронии. И самоиронии. Именно в ней залог душевного здоровья. Не правда ли? Как его не хватает нашим доморощенным звездам (эстрадным артистам, футболистам, телеведущим etc.), которые сильно переоценены. Я про гонорары и общественное внимание. Если бы их гонорары и слава были хотя бы чуточку адекватны таланту и уровню средних зарплат в стране... Это не зависть, нет. Когда Питт, Клуни или Ди Каприо получают за свою работу миллионные гонорары (в $), я могу это понять. Фильмы с их участием реально делают деньги на сборах в кинотеатрах. И не могу себе представить зрителя, который в здравом уме выложит даже 300 рублей за билет в кино, чтобы посмотреть, как играет Павел Деревянко (ничего личного, просто уж больно говорящая фамилия).
И еще одно наблюдение. В Голливуде люди умеют радоваться чужому успеху. Хотя бы внешне. Понимаю, что и там существуют обиды, творческая ревность и даже зависть. Но белая. Во всяком случае, обделённым звездам в голову не придет поливать грязью тех, кого наградили. А теперь представьте себе, что бы писали друг другу в twitter Джордж Клуни и Леонардо Ди Каприо (ничего не получившие на «Оскаре»), если бы обладали интеллектом некоторых наших эстрадных звезд (как-то не поделивших «тарелочки» премии Муз ТВ). Орфография авторов, как водится в таких случаях, сохранена.
Клуни: При всем уважении к «ОскОру» и к тому, что они меня рИально всегда поддерживают (но редко чО дают). При всем вИлЕколепии и масштабности даннАго мИроприятия, ну, задолбала уже нИодекватность некоторых челов и их вИздисущность. СкокА можно наблюдать нИсправедливость? Какой, на фиК Мэтью, мать ё? Ни фига он не «луТший»! Он в «Волке» и то заковыристИе сыграл, хоть и мало, но по делу. А вообще, жалкий актерЕшка. Играть нифига не умеет. «12 лет рабства» — тягомотная брИдятина. И глаз пАлАжить не на кого. И сАвсем нИсмИшно. Ноу каммент, как гАварится на холмах.
Ди Каприо: У тебя какие то прАблемы, чувак? Давно у псЕхотерапевта не был? Самый чесный и крЕстально пушистый? Я-в вопросы не задавал в 2006-м — пАчему тебе тогда дали «Оскара» за втАрой план?
Клуни: Ты чО, берега попутал, чепушила? Какой план?! Ты сам чего там в «Волке с Уолл-стрита» все время нюхаешь, волчара позорный? Существует проф.этика, понял, зачем Офишировать то, что все у нас в шоубизе делают и знают об этом. номолчат?
Ди Каприо: Я нюхаю?! Да я «травяной» человек. Спроси на бульваре Сансет, любая сАбака тебе скажет, «гравЕтационный вырАдок».
Клуни: Ну все, тебе хана, Овиатор конченный. Тебе напомнить, как ты ронял у Опры крАкадиловы слезы, вымаливая себе «Оскар», а потом отлежЕвался в израильской дурке, косил под дурачка, как в «ОстрАве проклятых», недАделок голливудский? Берега не путай, смОзливый тАрчок. Встречу тИбя, сделаю тебе кирдык, как в «Джанго» — кЕшки намотаю на шею. Запомни этА. И давайййдосвиданья!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции