Собственных героев нельзя смешивать с грязью

Советник министра культуры РФ, научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Когда в Европе в 2008 г. разразился кризис, то Министерство культуры Франции объявило, что французские музеи станут бесплатными для всех посетителей моложе 25 лет. В 2016 г. в Италии была объявлена программа, когда каждый 18-летний подросток может получить сумму в размере 500 евро, которую он сможет потратить только на посещение музеев, археологических раскопок, театров, концертов и кинопоказов, на приобретение книг, а также на поездки в национальные парки Италии. По мнению чиновников в Риме, такая акция «позволит укрепить итальянское общество».

   
   

Факт примечательный: Европа преодолевает кризисные времена и укрепляет своё общество с помощью культуры и благодаря культуре. Молодёжь стимулируют читать книги и посещать музеи: всё ради её же благополучия, снижения числа правонарушений, воспитания гражданских чувств. Это дело государственное, напрямую связанное с безопасностью общественных отношений, а в более широком плане — и с устойчивостью страны к внешним воздействиям.

Во многом Европа идёт вслед за нами. Что-то берут из российской практики (в частности, бесплатные билеты для школьников). Но главное в другом: пытаясь приспособиться к новым вызовам, противостоять миграционному натиску, наиболее мудрые политики и государственные деятели Запада на первый план ставят свою культурную идентичность, свою историю, свои героические мифы.

Историческая обреченность влияет на сознание, - причем, прежде всего, на сознание подрастающего поколения.

Агрессивная паутина

А что у нас в России? О приоритете культуры не говорил в последнее время разве что ленивый. Её важность подчёркивается различными крыльями нашей элиты. И это замечательно. Но что на практике? Любые акции государственников в культурной среде наталкиваются на бурное возмущение псевдолиберальной общественности. Мол, вы лезете не в свой огород, вы испокон веков были «дремучими ретроградами», «охранителями», «душителями» свободной мысли. Лишь мы, «либералы», знаем, что нужно народу и как его вывести на светлый путь демократии. Всё это весьма напоминает революционные лозунги «февралистов» 1917 года, которые мечтали управлять и материально, и духовно новой Россией, но быстро оказались у разбитого корыта своих блестящих идей. Причём идеологию свою они во многом заимствовали извне, восхищаясь примерами западных политических систем. Снести напрочь государственность, а заодно государство, как показала Великая российская революция, можно достаточно легко. Но построить новое тяжело и мучительно. И всё это стоит большой крови.

Как не повторять трагических ошибок? На этот вопрос ответить не так просто. Тысячи умнейших людей в десятках научных институтов дадут на него разные, порой диаметрально противоположные ответы. В более конкретном смысле культурной политики можно было бы задать и такой вопрос: какого человека должно воспитывать государство? Космополита или патриота? И здесь мы встаём перед выбором. Чего мы хотим от государства? Неограниченного доступа к зарубежным духовным ценностям или защиты своих традиций? Причём опыт подсказывает, что говорить о воспитании космополитов в нашей стране сегодня глупо. Всё, что для этого нужно, молодой человек быстро почерпнёт в интернете, который всё активней влияет на мировосприятие людей. Воспитать патриота гораздо сложнее: Всемирная паутина по большей части настроена сегодня агрессивно против России.

Совершенно очевидно, что наши западные «партнеры» перешли в открытое наступление на итоги Второй мировой войны. Против России сегодня ведется не просто информационная война, - это системное наступление на нашу историческую память с использованием всех методов фальсификации истории.
   
   

Никто не спорит с тем, что сокровища мировой культуры обогащают нас. Сравнение собственного исторического опыта с опытом других стран даёт верный анализ своего места под солнцем и перспективы будущего. Но только в том случае, если это действительно сокровища культуры и действительно здравый опыт. А если под видом живой воды тебе подсовывают новый «краткий курс» с транснациональным акцентом, который говорит, что гении, творцы и герои всегда рождались только на Западе, а Россия всегда плелась в хвосте мирового прогресса? Если нам предлагают смотреть на своих предков как на варваров, которые строили и воевали только при деспотах и тиранах? У любого нормально человека опустятся руки, чтобы что-то делать в своей стране, когда из Сети в тебя летят слоганы, гласящие, что ты потомок пьяниц, недоучек и обманщиков. Историческая обречённость влияет на сознание, причём прежде всего на сознание подрастающего поколения. Невольно задумаешься, не следует ли государству вмешаться в этот процесс, по крайней мере, закрепить за собой право проводить ту культурную политику, которая не будет убивать будущее страны, а сделает её лидером и примером для окружающего мира.

Государственный против транснационального 

Сегодня мы как раз и становимся свидетелями столкновения государственного и транснационального подходов к нашей культуре и истории. Видимым воплощением последнего являются те, например, кто подвергает сомнению весь смысл жертвенной борьбы нашего народа за свою свободу и независимость, особенно в годы Великой Отечественной войны. И в этом они не одиноки. Совершенно очевидно, что наши западные «партнёры» перешли в открытое наступление на итоги Второй мировой войны. Против России сегодня ведётся не просто информационная война: это системное наступление на нашу историческую память с использованием всех методов фальсификации истории.

С различных площадок (ОБСЕ, Европарламент, НАТО, институты национальной памяти в Польше, на Украине и т. д.) объявляется: СССР и Германия равно ответственны за развязывание Второй мировой войны (при этом часто говорится, что СССР готовился к завоевательной войне против Германии); у нас был невиданный ранее коллаборационизм; мы победили только благодаря ленд-лизу; мы завалили врага трупами, мы изнасиловали два миллиона немок. Главное, утверждается, что не было никакой освободительной миссии Красной Армии, а была новая советская (читай российская) оккупация Европы. Всё это подхватывается как мантра, тиражируется в различных интернет-блогах и выдаётся как истина в последней инстанции уже у нас в стране.

Не будь яростного сопротивления Красной Армии, не будь величайших жертв нашего народа, в конце концов, освободившего Европу от нацизма, то не исключено, что во многих цивилизованных странах Запада сегодня до сих пор убивали бы людей, за то, что они не выбрасывают руку вперед с приветственным выкриком «хайль».

От гипноза всех этих идеологем можно излечиться путём чтения достоверных книг, в частности, нового 12-томного труда Министерства обороны и Российской академии наук «Великая Отечественная война». Но защищать свою историю и проводить «сеансы разоблачения» приходится в ежедневном режиме. Приведём лишь один пример, который касается рассуждений либеральной общественности об альтернативных вариантах развития событий: речь идёт о целесообразности сдачи блокадного Ленинграда гитлеровцам ради сохранения жизни горожан. Но неужели эти «пораженцы» забыли о немецком «Генеральном плане Ост», направленном на истребление славянских народов, евреев, цыган и колонизации территорий СССР? Неужели ленинградцам была уготована жизнь в «расистском раю»? Завоевав Россию, гитлеровцы, безусловно, избавили бы нас от коммунизма, но на его место сразу поставили бы нацизм, при котором будущего для местного населения просто не существовало. Мы превратились бы в «недочеловеков», срок жизни которых отмеряли бы господа с «арийской кровью». Не будь яростного сопротивления Красной Армии, не будь величайших жертв нашего народа, в конце концов освободившего Европу от нацизма, то не исключено, что во многих цивилизованных странах Запада сегодня до сих пор убивали бы людей за то, что они не выбрасывают руку вперед с приветственным выкриком «хайль». Хотя в отдельных странах Восточной Европы сегодня уже вновь адаптируют идеологию, близкую к нацистским постулатам превосходства одной расы над другой.

Но как только государственники начинают говорить, что пора положить предел атакам на нашу историю, что есть границы дозволенного в нормальном обществе, им предъявляют жёлтую карточку и стремятся вывести из игры всеми доступными (читай утончёнными) средствами. Министра культуры В. Р. Мединского, например, пытаются выбить из колеи нападками на его диссертацию. Причём в диссертации как раз и разбираются информационные войны против России, которые начались не вчера: они имеют вековую историю. Корни современной пропагандистской войны против России, неприятия её культуры, можно увидеть там, в сочинениях иностранцев XV-XVII вв.: Дж. Флетчера, Дж. Горсея, Жака Маржерета, П. Петрея и др.

Конечно, есть смысл отнестись ко всем этим нападкам как к анекдоту. Ясно, откуда растут уши. Но опасней другое. Сегодня псевдолиберальная общественность пытается противопоставить в сознании людей два понятия: культуру и патриотизм. То есть идёт попытка отделить патриотизм — естественное чувство сопричастности к судьбе Родины — от культурной среды, в которой закладываются данные представления. Этика, правила поведения в обществе диктуются иные, чуждые нашей традиции.  Культуру пытаются представить лишь как производный материал от духа космополитизма. И это не рудимент 1990-х. Это реальность нашего времени (посмотреть хотя бы на активисток движения Femen или человека, прибивающего свои срамные места к мостовой).

У нас есть сегодня гораздо большее, чем идеологические постулаты – это наши великие культурные традиции. Оберегать и развивать их – задача не частного, а большого государственного масштаба.

Культ героев в культуре

Главная миссия государственного подхода к культуре в том, что он выступает против унижения наших традиций и нашей исторической памяти. Программы, которые сегодня разворачиваются в общественной среде, призваны сделать так, чтобы культура созидала, а не унижала человека. Чтобы она делала его всесторонне развитой личностью и прививала гордость за свою страну. В конце концов, чтобы западные технологии не плодили у нас «пораженцев». Напомним лишь некоторые последние проекты Министерства культуры и Российского военно-исторического общества. Среди них развитие музеев (в том числе военно-исторической направленности), организация выставок «Помни… Мир спас советский солдат», «Советский Нюрнберг» и «Война и мифы», создание учебного пособия «Военная история России», организация детских военно-исторических лагерей.

Большое внимание уделяется «важнейшему из искусств»: 2016 год в России был объявлен Годом кино. Кстати, в художественных фильмах (как вдруг осознали творцы мифов о советской оккупации Европы) также важна достоверность. Но необходима и правда духа, атмосферы того времени. Именно в таком ключе снимались фильмы при поддержке Минкульта и РВИО: «Батальон», «28 панфиловцев», «Битва за Севастополь», «Нулевая мировая», «Забытые вожди» и многие другие. Художественный образ не должен быть пасквилем на нашу историю. Собственных героев нельзя смешивать с грязью, как это пытаются делать с Зоей Космодемьянской, Александром Матросовом, панфиловцами. Понятно, что кому-то любой героизм противен и непонятен, но не они должны сегодня определять культурную политику. Слово принадлежит тем, кто верит в искренность наших предков, в их любовь к своей Родине, к своим близким. И это Правда с большой буквы о нашем прошлом. Это, если хотите, наш миф о спартанцах, который мы не имеем права убивать ни в себе, ни в наших потомках. И, пока с нами будут эти герои, нам нечего бояться за свое будущее.

В заключение подчеркнём, что в нашей стране нет законодательно прописанной идеологии. Её и нечего выдумывать. Но у нас есть сегодня гораздо большее, чем идеологические постулаты: это наши великие культурные традиции. Оберегать и развивать их — задача не частного, а большого государственного масштаба. И чем больше внимания мы будем уделять культуре, тем более здоровым станет наше общество.