«Рок-н-ролл — это всегда опасность. Всегда нож в кармане»
Борис Гребенщиков
«Винтовка — это праздник»
Егор Летов
Снова, и уже в который раз обсуждается вопрос: «С кем вы, мастера культуры?». На этот раз поводом стал отказ Андрея Макаревича выступать на фестивале «Нашествие» по той причине, что там, дескать, будет выставка военной техники, а уважающему себя рок-музыканту на таком фоне выступать негоже. То есть, выражаясь по-простому, западло.
Разумеется, тут же налетели многочисленные подпевалы. На свет божий были вытащены побитые молью лозунги шестидесятых годов, типа «Занимайся любовью, а не войной». Фестиваль моментально объявили отечественным Анти-Вудстоком, с которого можно чуть ли не прямиком уйти в армию. А главное, стали активно продавливать образ «правильного рок-музыканта». Помимо прочего, туда, по мнению ревнителей чистоты жанра, в обязательном порядке входит следующее: «Ты в любом случае за свободу, за мир, против насилия, за то, что все люди братья». Следовательно, военной технике на рок-фестивале места нет, а музыканты, которые согласны выступать в таком антураже, навсегда опорочили своё имя и должны быть с позором изгнаны из рядов «настоящих рокеров».
Короче, рок-н-ролл и война, по их мнению, несовместимы. Примерно как гений и злодейство. Кто думает иначе, тот «кремлёвская пропаганда», «бесчестный человек» и вообще — пшёл прочь. Один деятель пришёл к совсем уж несуразному выводу: «Люди, которые сейчас поедут на фестиваль „Нашествие“, для меня фактически проходят мимо изнасилованной женщины».
Не могу удержаться. Очень хочется процитировать характерный диалог, который состоялся на одном из концертов группы «Коррозия Металла»:
— Народ! Вы войну любите?
— НЕЕЕТ!
— А война вас любит! В Чечне танк, на котором написано слово «Паук», пять снарядов получил, до сих пор ездит. Вы должны любить войну, потому что вы все — солдаты Третьей Мировой! Вы любите войну?
— ДАААА!
— Тогда следующая вещь посвящается солдатам Федеральной Российской Армии! Давай, Вася, мочи!
Разумеется, можно сказать, что это не показатель. Что лидер «Коррозии Металла» Сергей Троицкий, больше известный как Паук, является развязным клоуном, эпическим раздолбаем, масштабным троллем и провокатором, экстремистом, шутом гороховым и вообще несерьёзным человеком. Кстати, примерно так оно и есть.
И одновременно это по умолчанию является эталонным типичным портретом рок-музыканта как такового. Культ полной и абсолютной свободы. Рокер никому ничего не должен. Он кривляется, несёт ахинею и ходит на голове. А также объявляет, что «Битлз» популярнее Христа (Джон Леннон), откусывает голову летучей мыши (Оззи Осборн), заголяется на сцене (Джим Моррисон), материт царствующую королеву и ходит по еврейскому кварталу в майке со свастикой (Сид Вишез), разбивает и сжигает инструменты (Джимми Хендрикс) и устраивает мордобой (все подряд). Список можно продолжать бесконечно. И если рокер вдруг захочет залезть на танк или броневичок — почему бы и нет? Это его никак не опорочит и вполне укладывается в общую картину жизнерадостного нахальства и разгильдяйства.
У нас по какой-то загадочной причине произошёл в этом плане досадный вывих сознания. Что такое «настоящий рок-музыкант» по мнению «настоящей рок-общественности»? Гражданственность. Высокая духовность. Нравственность. Мессианство. Критический взгляд. Непременная фига в кармане. Всё это вместе почему-то называется «свободой».
На одном абсолютно независимом, но очень массовом фестивале, официальным слоганом которого была фраза «Эскалация позитива», лет десять назад произошёл забавный казус. Там была заявлена «Свободная сцена». А в скобочках было отмечено, что для выступления на этой сцене есть целый ряд условий. В частности, следующее: «Все песни должны быть цензурными». На вопрос, как именно совмещаются свобода и цензура, идеологи фестиваля ответили шикарно: «Не нравится — вали отсюда».
О том, какую именно цензуру устанавливают подобные деятели, отлично говорит другой пример. Когда НАТО принялся бомбить Сербию, лидер групп «Резервация здесь» и «Банда четырёх» Илья Малашенков по прозвищу Сантим дал интервью. Где прямо сказал, что он, в принципе, готов пойти добровольцем воевать за сербов, поскольку в армии был танкистом и отлично знает боевую машину Т-72. Идеологи «настоящей рок-музыки» и прочей «эскалации позитива» дружно взвыли и объявили Сантима фашистом.
А сейчас фашистским пытаются объявить целый фестиваль. Между прочим, организаторы «Нашествия» никогда не скрывали, что у них есть свой формат. И если они в рамках своего мероприятия решили устроить милитари-шоу, то ничего страшного в этом нет. И вой насчёт того, что «война и рок-н-ролл несовместимы», является элементарным ханжеством. Либо злонамеренной ложью с целью дискредитировать фестиваль и его участников. Просто чтобы продемонстрировать «чудовищную агрессивность России».
К слову. Агрессивность. Когда альбом или трек рок-музыканта хотят похвалить, часто пишут: «Чувствуется драйв и агрессия». О том, что высшей формой агрессии является война, почему-то не думают. А зря.
Короче говоря, остаётся только один вопрос. Почему для демонстрации «агрессивности России» ревнители чистоты жанра выбрали именно текущий момент?
Дело в том, что о родстве рок-н-ролла и войны было известно, в общем-то, давно. А о позиции «Нашего Радио», организатора фестиваля «Нашествие», можно было судить по фильму «Брат-2». Помните диалог между Данилой и поп-дивой Ириной Салтыковой, где главный герой упрекает её:
— Там такую музыку не слушают. Она ненастоящая.
— Там — это где?
— На войне.
Что же именно слушают «там», показывает сам Данила Багров. Вернее, подборка музыки в его плеере. Она же — саундтрек фильма. Почти полная обойма вещания «Нашего Радио» на тот момент. Все поголовно — участники «Нашествия». Фильм вышел 15 лет назад. Фестиваль проводится с 1999 года. И всё это время ревнители чистоты жанра молчали в тряпочку. Иные даже в охотку ездили на фестиваль, нимало не заморачиваясь «несовместимостью рок-н-ролла и войны». А тут вдруг их прорвало.
Вариантов два. Либо они совсем-совсем не способны сложить два и два. Либо именно в данный момент именно на такую точку зрения появился спрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции