— Когда-то я, восьмиклассница, приехала из деревни на городской рынок, увидела прилавок с золотой хохломой — и влюбилась! В 1972 г. поступила на курсы художественной росписи по дереву... Хохлома — вся моя жизнь.
Сотни лет назад ложки с чёрно-красно-золотым узором должны были всего лишь украсить нехитрый крестьянский быт. А потом оказалось, что они нужны и в Персии, и в Индии, и на Парижской всемирной выставке 1889 года... В Великую Отечественную железные ложки переплавляли на снаряды — и наша фабрика работала в три смены, чтобы обеспечить фронт хохломскими ложками. 10 тыс. ложек в сутки делали вручную!
С тех пор весь мир изменился, а наши технологии — всё те же, из глубины веков. Только ручной труд! Всё та же грунтовка, токарные станки, только круг теперь вращает электричество. Мастерицы, как 100 лет назад, держат тремя пальчиками тончайшие беличьи кисточки. В своё время мне потребовалось 10 месяцев, чтобы научиться правильно кисть держать.
В хохломе у разных мастеров ни ягодки, ни реснички одинаковой — у каждого свой почерк. Одна художница не сможет дорисовать изделие за другой. При этом в династии мастериц у матери и дочери почерк один, как будто он Богом заложен. Знаю, о чём говорю, потому что люди работают целыми семьями.
И на нашу фабрику в Семёнове экскурсии стремятся попасть даже в выходные — и мы открыты, ждём! Где ещё на одном предприятии трудятся 27 заслуженных художников России?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Юбилей в авангардном орнаменте. Где пройдёт празднование 870-летия Москвы? →
- Уникальная эпоха в силе и славе. В Москве открывается выставка «Оттепель» →
- Что интересного будет в столице на майские праздники? →