Почему я за ручной труд?

Татьяна Быкова / АиФ

Валентина Дашкова, заслуженный художник РФ, член российского Союза художников (г. Семёнов Нижегородской обл.):    
   

— Когда-то я, восьмиклассница, приехала из деревни на городской рынок, увидела прилавок с золотой хохломой — и влюбилась! В 1972 г. поступила на курсы художественной росписи по дереву... Хохлома — вся моя жизнь.

Сотни лет назад ложки с чёрно-красно-золотым узором должны были всего лишь украсить нехитрый крестьянский быт. А потом оказалось, что они нужны и в Персии, и в Индии, и на Парижской всемирной выставке 1889 года... В Великую Отечественную железные ложки переплавляли на снаряды — и наша фабрика работала в три смены, чтобы обеспечить фронт хохломскими ложками. 10 тыс. ложек в сутки делали вручную!

С тех пор весь мир изменился, а наши технологии — всё те же, из глубины веков. Только ручной труд! Всё та же грунтовка, токарные станки, только круг теперь вращает электричество. Мастерицы, как 100 лет назад, держат тремя пальчиками тончайшие беличьи кисточки. В своё время мне потребовалось 10 месяцев, чтобы научиться правильно кисть держать.

В хохломе у разных мастеров ни ягодки, ни реснички одинаковой — у каждого свой почерк. Одна художница не сможет дорисовать изделие за другой. При этом в династии мастериц у матери и дочери почерк один, как будто он Богом заложен. Знаю, о чём говорю, потому что люди работают целыми семьями.

Увы, молодёжи сейчас к нам приходит меньше. По-моему, народные промыслы обязательно надо в школах преподавать. Если не владеть искусством предков, то хотя бы знать о нём дети должны. Это и есть любовь к малой родине. Надо на весь мир заявлять, что мы есть! Я работаю с детьми в знаменитом Артеке, преподаю народные художественные промыслы — интерес огромный, надо его поддерживать.

И на нашу фабрику в Семёнове экскурсии стремятся попасть даже в выходные — и мы открыты, ждём! Где ещё на одном предприятии трудятся 27 заслуженных художников России?

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: