Почему на «Евровидении» победила Италия?

Итальянская рок-группа Maneskin. © / Reuters

Музыкальный обозреватель «АиФ» Владимир Полупанов:      
   

В Роттердаме завершился 65-й песенный конкурс «Евровидение», по итогам которого победила итальянская рок-группа Måneskin с песней Zittii e buoni (что можно перевести как «Тихие и послушные»). Итальянцы набрали 524 балла по итогам голосования телезрителей и членов профессионального жюри. Следом в турнирной таблице расположились Франция с 449 баллами и Швейцария с 432 очками. Певица Манижа, представлявшая Россию, заняла 9-е место, получив 204 балла.

Что известно о победителях? 

Коллектив был создан в 2016 году и уже имеет в арсенале второе место в одиннадцатом сезоне итальянского шоу талантов X Factor (в 2017 году) и победу на фестивале в Сан-Ремо-2020, дающую право автоматического попадания на «Евровидение». Важно отметить, что Италия входит в пятерку стран (вместе с Испанией, Германией, Великобританией, Францией), учредивших этот конкурс, поэтому не участвует в полуфиналах, их представители сразу попадают в финал.

По словам музыкантов, их конкурсная песня Zitti е buoni имеет социальный подтекст, она обращена к молодёжи, которой не надо никого слушать, важно оставаться собой. В оригинальном тексте есть нецензурная лексика, которая запрещена на конкурсе, поэтому Måneskin исполняли сокращенную отцензурированную версию.

Рок-группа образовалась в Риме, в ее состав входят фронтмен Дамиано Давид, бас-гитаристка Виктория Де Анджелис, гитарист Томас Раджи и барабанщик Итан Торчио. Назвать так коллектив предложила басистка Виктория, являющаяся наполовину датчанкой. Из нескольких датских слов, названных девушкой, выбрали самое «рок-н-ролльное» — «Манескин» (в переводе — «Свет луны»). Дебютный студийный альбом группы Il ballo della vita вышел три года назад, в 2018-м, достиг 1-го места в чартах Италии и попал в хит-парады ещё нескольких европейских стран.

Почему они?

Нельзя сказать, что итальянцы представили на конкурсе что-то совершенно новое и оригинальное. Они играют традиционный хард-рок с элементами панка, глэма, рэпа и поп-музыки. Все участники группы очень молоды. В частности, фронтмену Дамиано Давиду 22 года. Победная песня, хоть и звучит на итальянском, на мой вкус, является образцом универсального международного хита. Помимо самой песни, «Манескин» покорили телезрителей и членов профессионального жюри своей неистовой молодой рок-н-ролльной энергетикой, по которой, видимо, соскучилось большинство телезрителей. Все элементы их выступления  энергетика, стильные сценические образы, мелодичность и протестный посыл песни  сработали. Плюс ко всему, в марте этого года коллектив выпустил очень яркий альбом Teatro d’ira («Театр гнева»), попавший, помимо итальянских чартов, во многие европейские хит-парады.

Комментируя выход альбома, музыканты в интервью итальянской газете La Stampa заявили: «Театр  это метафора в противовес гневу, там он формируется. Мы говорим не о злости на кого-то, здесь скорее яркая творческая энергия, которая бунтует против стереотипов, от которых страдаем и мы в том числе. Театр  там, где разворачивается действие, сцена стадиона, “Аристон” (концертный зал в Сан-Ремо) или “Виа Кондотти” в Риме, где мы когда-то начинали играть. Мы превратили наш гнев в нечто положительное, что помогает бороться с этими стереотипными установками. Это наша революция, которую мы посвящаем всем тем, кто в прошлом нам говорил: “Ну и чего вы думаете добиться? Что вы будете делать?” Посвящаем всем ограничениям, которые вводили за последний год

   
   

Мы не Led Zeppelin, и нам это хорошо известно, но дайте нам время. Мы играем на аналоговых инструментах — гитарах, барабанах. И мы создаем свою музыку. Мы родились, играя вживую, живем, играя вживую, и, скорее всего, умрем, играя вживую. Говорят, что мы недостаточно рóковые? Это не мешает нам вкусно есть, сладко спать и отлично себя чувствовать».  

Почему это самое сильное «Евровидение»?

Это был один из самых сильных конкурсов «Евровидения». Во-первых, потому что его ждали целых 2 года, и у всех (участников и организаторов) было время хорошо подготовиться. Правда, ещё зимой было непонятно, в каком формате пройдет мероприятие  онлайн или офлайн. Организаторы доказали, что, несмотря на неослабевающую пандемию, можно проводить столь масштабные мероприятия при соблюдении требований эпидемиологов. Обратите внимание, что все 3,5 тысячи зрителей в зале Ahoy Arena были без масок и не сидели через одного.

Во-вторых, явных победителей даже во время финала не мог однозначно назвать ни один эксперт. В числе фаворитов успели побывать и Мальта, и Исландия, и Франция, и Италия, и другие страны. Три страны (Исландию, Францию и Италию) из пятерки «Евровидения» лично я угадал. Но Швейцария и Украина не входили в число моих фаворитов. Своей непредсказуемостью «Евровидение» и привлекает миллионы телезрителей по всему миру. Певец албанского происхождения, выступавший за Швейцарию под сценическим псевдонимом Слёзы Джона, сильно меня удивил, оказавшись на третьей строчке. Его настоящее имя Джон Мухарремай — мать из Косово, отец из Тираны, то есть родители Джона из числа мигрантов. Чернокожие артисты в этом году представляли Израиль, Нидерланды, Швецию, Сан-Марино. Я это к тому, что «Евровидение» всячески старается демонстрировать мультикультурализм и толерантность. Все смешалось в большой европейском доме.

Ещё один тренд, который год от года только укрепляется, — это невероятная технологичность шоу. Некоторые номера участников были очень интересно сделаны с визуальной точки зрения. Один из ярких моментов «Евровидения»  выступление представительницы Греции Стефании. Впрочем, фантастическая сценография с использованием компьютерной графики не помогла певице, она заняла в итоге 10-е место.   

В-третьих, на нынешнем конкурсе была представлена большая палитра музыкальных жанров  и рок, и поп, и фолк, и рэп, и модная электроника. На все вкусы. «Музыка всех стилей, поезда всех направлений», — как говорил Иван Демидов в программе «МузОбоз». Хотя временами казалось, что в 2021 году вернулась мода на 90-е. Посмотрите хотя бы на рубашку с отливом швейцарского представителя. Это же явный привет из 90-х, если не из 80-х.

Почему не получилось у Манижи?

9-е место Манижи на этом конкурсе, в общем-то, справедливый итог. У ее конкурентов, оказавшихся выше, были и песни ярче, и номера интереснее. Она пела по-русски, что, конечно, тоже сыграло свою роль. Ведь донести песню на языке международного общения (английском) всегда проще. Манижа получила большую дозу зрительского внимания. Надеюсь, это ей поможет в дальнейшей карьере, выведет ее из статуса нишевой певицы в разряд певиц для всех и каждого. Манижа доказала, что она боец, достойно представив Россию в Европе, плюс ко всему  умело отбивалась от нападок. Ведь к её конкурсной песне была масса вопросов, в том числе и у меня. Из текста «Русской женщины» было не очень понятен посыл, поэтому даже в Совете Федерации РФ удивились такому выбору песни для «Евровидения». Часто в эти конкурсные дни мне приходилось слышать от экспертов, что лучше бы отправили на конкурс группу Little Big. У них были выше шансы попасть на верхние строчки хит-парада конкурса. Как известно, изначально этот коллектив должен был представлять нашу страну на «Евровидении», но по каким-то причинам ребята отказались.

Первый канал в этом году предоставил возможность телезрителям самим выбрать конкурсную песню, тем самым переложив ответственность. А ведь последние годы канал не интересовало мнение зрителей. Обычно выбирали артистов для конкурса кулуарно. Национальный отборочный тур в России производил странное впечатление. Были представлены всего три не очень удачные песни (Манижа, Антон Беляев, дуэт «Две Маши»), по сути, зрителям не оставили выбора. Если мы хотим, чтобы Россия на этом конкурсе занимала высокие места, нужно вести большую кропотливую работу по поиску кандидатов. Делать всё заранее. Начинать, условно говоря, нужно уже сейчас. На мой взгляд, работа по поиску кандидатов в этом году была провалена. И руководству наших телеканалов неплохо бы сделать выводы.

Нужно привлекать для этой работы молодых незашоренных людей, выстраивать стратегию, делать мощное промо в Европе (тоже загодя). Вот тогда мы не будем утешать себя словами: «9-е место  это тоже победа. Мы вошли в десятку». За последние годы мы все-таки уже привыкли находиться в пятерке лучших. «Евровидение» — неплохая площадка для рекламы возможностей нашей огромной красивой страны с невероятно талантливыми людьми, которых у нас во все времена было в достатке.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции