Санкции запада сыпятся как из рога изобилия, затрагивая не только экономическую сферу, но и культурную. Так, конкурс Чайковского вычеркнули из Всемирной Федерации международных музыкальных конкурсов.
Но кто больше проиграет от таких шагов, мы или они? Будем ли что-то вычёркивать в ответ?
— Мы в Госдуме приняли решение не запрещать ни украинскую, ни в целом западную музыку, литературу и т. д. Есть древняя восточная мудрость: если два мудреца обменяются яблоками, каждый уйдёт, неся в руке одно яблоко. Если же мудрецы обменяются идеями, то каждый уйдёт, имея две идеи. К культуре это тоже применимо.
На Западе и Украине ввели культуру отмены. Которая превратилась в отмену культуры, как разумно говорят наши политологи. Борясь таким образом с «русским варварством», они лишь обедняют и свою собственную культуру, и свою жизнь. Россияне же по-прежнему готовы впитывать в себя всё лучшее, что выработало человечество. Поэтому мы остаёмся с Шопеном, Бетховеном, Огинским. Мы остаёмся с поэтом Тарасом Шевченко, которого тоже считаем своим, и с другими украинскими писателями.
Россия — многонациональная страна, за минувшие века здесь произошло настолько сильное взаимопроникновение народов, что разделить российскую культуру с любой другой невозможно. Ну как бы мы жили без Расула Гамзатова? Или без Гоголя с его Панночкой? И прекрасный армянский писатель Вардгес Петросян для меня такой же свой, как родной Василий Иванович Белов. Все они — часть меня, часть моей культуры. Зачем же мы будем отказываться от культуры, которую считаем своей?
Многонациональность стала сутью нашей национальной ментальности — мы принимаем любого и считаем его равным себе, пока он не доказал обратное.
На Западе же сейчас идёт расчеловечивание их великой культуры, которая нарабатывалась веками. В кино, драматургии, литературе, даже в балете на первый план выходят антигуманистические идеи. Взять хотя бы их версию «Лебединого озера» — там лебеди запутались в сетях и консервных банках...
А западные фантастические фильмы? Они все апокалиптические. Их деятели культуры потеряли стремление в светлое завтра, которого хочет любой нормальный человек. Отказываясь сейчас от русской культуры, они ещё больше теряют связь со всем светлым, что могут дать музыка, балет, литература, драматургия, ещё глубже уходят в свои патологии. А если произведения культуры в подавляющем большинстве будут о ненормальности, то что же будет с этой частью человечества в будущем? Для меня ответ очевиден!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции