Надо, чтобы читать стало модным!

Алий Тоторкулов. © / Из личного архива

Алий Тоторкулов, председатель Российского конгресса народов Кавказа

   
   

Русская литература - одна из лучших в мире, и выбор очень велик - на разный вкус, цвет и возраст. В детстве я любил творчество Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака. В юности и позднее - Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Иосифа Бродского, Андрея Вознесенского. С пиететом отношусь к творчеству Ивана Тургенева, Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова, Николая Гоголя, Салтыкова-Шедрина, братьев Стругацких, Даниила Гранина и многих других. Это люди, благодаря которым я учился видеть жизнь неизмеримо шире, во всей её красе, находил ответы на многие вопросы и задавался новыми, мечтал и чертил жизненные приоритеты.

В советское время было замечательное правило - переводить произведения кавказских писателей на русский язык, а дальше с их творчеством знакомился весь мир. К сожалению, сейчас нет такой практики, и многие замечательные поэты и писатели остаются в рамках своего родного языка. Русский язык для них - выход в большой мир, на международный уровень. Без государственной поддержки и правильной национальной политики сами авторы не в состоянии поддерживать процесс взаимопроникновения и взаимо­обогащения культур.

Патриархами Кавказа, без­условно, являются Низами Гянджеви и Шота Руставели, но литературу Кавказа невозможно представить также и без Коста Хетагурова, Ованеса Туманяна, Нодара Думбадзе, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, Идриса Базоркина, Муссы Батчаева, Абузара Айдамирова, Бориса Чипчикова и многих других замечательных людей прошлых эпох.

Отчасти - не без оснований - кавказцами мы считаем и великих русских: Александра Пушкина, Льва Толстого и Михаила Лермонтова, которые не только вобрали в себя Кавказ, но и прославили его на весь мир.

И сейчас, слава богу, Кавказ не обделён творческим гением.

Из современников на вершине литературного олимпа России восседает гениальный абхазский писатель Фазиль Искандер, живой классик.

   
   

Чтобы не обвиняли меня в мужском шовинизме, хочу выразить своё почтение замечательным поэтессам Танзиле Зумакуловой, Фазу Алиевой, Дине Мамчуевой, творчеством которых мы гордимся.

Хочу рассказать вам про встречу с Расулом Гамзатовым. Это произошло в середине 1990-х.

Мы с друзьями (все земляки, из Карачаево-Черкесии) были в Махачкале и, прогуливаясь по городу, на крыльце одного из частных домов увидели... великого поэта. Немного замешкавшись, решили, что нужно обязательно выразить своё почтение. Подойдя ближе к воротам (а дом находился в глубине двора), громко сказали: «Салам алейкум!» Гамзатов, увидев и услышав нас, медленно зашёл в дом. Мы были в замешательстве, но тут же к нам подошла женщина - оказалось, его дочь. Узнав, что мы из горного Карачая и хотели поздороваться с Расулом Гамзатовичем, пригласила нас в дом. Мы зашли, почтительно поздоровались с великим человеком и хотели было выйти... Но он пригласил нас за стол, и часа три мы провели у него в беседах и за угощениями. Никогда не забуду, как пожилой и всемирно известный человек оказал истинное кавказское гостеприимство и покорил нас своей мудростью и простотой в общении с незнакомыми молодыми людьми.

Ещё в недавнем прошлом наша страна была самой читающей в мире. Сейчас, к сожалению, картина не радужная, хотя - по инерции - движение полностью не остановлено. Современная кино­индустрия, телевидение, игровые приставки, смартфоны, планшеты и прочее решительно оттесняют молодое поколение от общения с книгами, и с этим, боюсь, трудно бороться. То, что мы рисовали в своём воображении при чтении книг, представлено множеством уже готовых картинок, и молодёжь, как говорится, не парится самостоятельно.

В семье, естественно, нужно с самого раннего детства прививать любовь к чтению, а в масштабах страны воплощать в жизнь проекты, популяризирующие чтение. Необходимо устраивать конкурсы, викторины, акции разные, но имеющие одну цель - подталкивать людей к знакомству с литературой, делать так, чтобы читать стало модно! Ваш проект, в котором я сейчас участвую, тоже один из элементов такой политики.

Какую книгу я бы мог порекомендовать читателям «СтоЛИЧНОСТИ» как настольную? Скорее всего, «Двенадцать стульев» или «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова... Почему? Потому что невозможно всерьёз смотреть на этот мир. А вообще каждому своё, по возрасту и по складу характера. Но есть универсальные книги - священные писания мировых религий, к которым надо периодически возвращаться, они и должны быть подлинными настольными книгами. Литература волнует наши души, священные писания успокаивают.

Писать стихи в своей жизни пробовал, наверное, каждый человек, и я не исключение. И сейчас иногда слагаю рифмы. Чтобы получились настоящие стихи, требуются тонкое поэтическое чувство, неподражаемое видение мира, состояние души, полёт фантазии, вдохновение, муза. Не владею такими богат­ствами, поэтому лишь балуюсь рифмоплётством...

Ничуть не претендуя
    на приличность,
На ритм, на рифму,
    мелодичность,
В надежде доказать
    свою обычность
Принёс свои стихи
в «СтоЛИЧНОСТЬ».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

СтоЛИЧНОСТЬ № 3 (64), 24 марта 2015
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»