Историческая кривда

Андрей Максимов. © / АиФ

Почти пятнадцать лет назад на сцене московского театра «Модернъ» состоялась премьера моей пьесы «Сон императрицы» про юную Екатерину Великую. Спектакль рассказывал практически о том же, о чём новый фильм про Екатерину на канале «Россия». У меня в спектакле Екатерину играла балерина Илзе Лиепа, в телефильме - актриса Марина Александрова. Период один, истории совсем разные. 

   
   

То, что на одни события взгляд разный, - нормально? По-моему, да. Мне вообще кажется, что история - это есть интерпретация фактов. 

Россия, как известно, - страна с непредсказуемым прошлым. Может быть, именно этот парадоксальный факт всегда вызывает столь неподдельный интерес к истории со стороны зрителей-читателей: хочется разобраться в том, что было. Но ещё больше - в том, что происходит сейчас. 

История для нас - зеркало: покажите мне любой исторический фильм или книгу, и я без труда расскажу, в какую эпоху они созданы.

Фильм про Екатерину мне понравился. Исторически он точен, хотя при желании в любом произведении можно отыскать неточности. У меня такого желания нет. 

Про что картина? Про то, как талантливая, но гонимая женщина борется с обстоятельствами и становится победительницей. Это излюбленный сюжет сериалов про современную жизнь: женщина, побеждающая обстоятельства. На историю мы всегда смотрим сегодняшними глазами. А как ещё можно на неё смотреть? Других глаз у нас и нет.

История (как и литература) - это предмет гордости для рус­ского человека. Замечательный роман Захара Прилепина «Обитель», который только что получил премию «Большая книга», рассказывает о первых сталинских лагерях. В книге множество исторически достоверных и страшных деталей. Но главное - гордость за главного героя, который смог через всё это пройти и остаться человеком.

   
   

Какие бы ни были времена на дворе, мы будем восхищаться историей, смотреться в неё… Это тот наш стержень, который ничему не подвластен, и навсегда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции