Фильм «Мимино», снятый режиссёром Георгием Данелией на киностудии «Мосфильм», вышел на экраны 27 марта 1978 г. В течение года ленту посмотрели 24,4 миллиона зрителей, разобравших реплики героев «Мимино» на афоризмы.
Мама Данелии варила борщи
Знатоки Москвы «Мимино» обожают — картина полна красивейших столичных видов, многие из которых уже фотодокументы — например, гостиница «Россия», где жили главные герои, давно снесена. Мало кто знает, что практически половина локаций в фильме появляется потому, что они находились рядом с домом режиссера. Помните, как Мимино (Вахтанг Кикабидзе) и Рубик Хачикян (Фрунзик Мкртчян) ищут оставленную во дворах машину — знаменитый советский грузовик-вездеход «КрАЗ-256Б»?
Встречу Мимино с адвокатом Георгий Данелия «списал» со случая, произошедшего с его дочерью от первого брака Светланой. После университета её первым подзащитным был матёрый рецидивист. «Да ты не бойся, спрашивай», — приободрил он девушку в Бутырской тюрьме. Лана и подсказала отцу использовать слова «потерпевший», «подсудимый» и «личная неприязнь» в «Мимино».
Камень на душе
Интересно, что по тексту режиссер разрешал импровизировать только Фрунзику Мкртчяну — другим актерам не позволялось такой вольности.
«О чем эти „Жигули“ думают?», «Спасибо, я пешком постою», «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»... — и это не весь список шуток, которые появились именно благодаря чувству юмора актера.
Зрители хохотали над остротами Рубика, и никто даже не догадывался, глядя на актера на экране, что у этого человека лежит тяжелый-тяжелый камень на душе. Несколько раз после съемок его видели плачущим. И плакать было от чего. Народный артист СССР Фрунзик Мкртчян многие годы переживал личную трагедию. Вторым браком он был женат на Донаре Пилосян, актрисе театра им. Сундукяна, известной по роли супруги Джабраила, водителя товарища Саахова, в «Кавказской пленнице». Женщина страдала тяжёлым психическим наследственным заболеванием. Её пробовали лечить от шизофрении даже во Франции. Потом долгое время Донара находилась в психиатрической лечебнице в Ереване. Последние 25 лет жизни провела в Севанской психиатрической больнице.
Популярность Мкртчяна была невероятной. В метро пассажиры начинали ему аплодировать. Фрунзик уезжал в отпуск в Сочи, взяв с собой 1000 рублей, и мог вернуться, так ничего и не потратив — его всюду угощали. Даже в Кремль, куда он приехал получать Государственную премию СССР за фильм «Мимино», его пропустили без документов.
Уход Фрунзика Мушеговича был таким же трагичным, как и сама его жизнь. Скончался народный артист СССР и Армянской ССР, лауреат Государственной премии СССР и Армянской ССР 29 декабря 1993 года на 64-м году жизни в своей квартире в Ереване от переохлаждения — в городе отключилось отопление. На похороны пришли тысячи людей. Траурная колонна прошла по центральной улице Еревана.
«Заранее на все согласна»
Елена Проклова сыграла в этой картине небольшой эпизод — её бортпроводница Лариса Ивановна Комарова появляется в кадре парочку раз. Но героиня эта вошла в историю благодаря яркой реплике — фраза «Ларису Ивановну хочу» сразу стала крылатой.
«Когда мне позвонили и сказали: «Данелия вас приглашает в свой фильм», я сказала: «Да! Мне всё равно, какая роль, даже если просто пройдусь по кадру, у Данелии я заранее на всё согласна», — вспоминала в интервью aif.ru Елена Проклова. — И всё же, когда прочла сценарий, то подумала: «Маленькая роль, как жалко, так хотелось у него посерьезнее что-то играть. Но это неважно. Потому что это Данелия!
Данелия пытался сделать для меня съемки праздником. Он был настоящий мужчина в этом плане, настоящий грузин. И ему это удавалось. Особенно, когда мы снимали в Грузии — это бесконечные свадьбы, тосты, застолья, путешествия из одной семьи в другую, бесконечные друзья, которые становятся твоими друзьями. Я приехала на съемки в Грузию на три дня, а в результате прожила месяц — это всё Данелия. И, хотя кто-то говорит, что он серьезный на площадке, мне на вопрос „Какая у меня задача в кадре, что мне сделать?“ говорил: „Лена, ты текст знаешь? Ну и всё. Я тебе доверяю, делай, как считаешь нужным“. И после дубля мне все время говорил: „Прекрасно. Лен, ты такая красивая, такая замечательная. Если сможешь это на экране показать всем — больше ничего не надо. Хочу, чтобы зритель увидел, какая ты. Просто будь, какая ты есть“.
Данелия всегда в общих чертах рассказывал сцену, а потом говорил: „Делай, как ты считаешь нужным“. Фраза из „Мимино“ „Ларису Ивановну хочу“ давно стала уже крылатой. Но на момент съемок я не могла даже предположить, что этот эпизод так выстрелит.
Мы очень много потом с ним общались, объездили весь мир с этой картиной. Что касается Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна, я всегда ощущала, что они по-настоящему ко мне хорошо относятся, чувствовала себя красивой женщиной, которой всё позволено. Это замечательное ощущение. Много позже я летала к Бубе, как зовут друзья Кикабидзе, в гости в Тбилиси, мы потрясающе посидели. И я поняла, как тоскую по тем временам, когда Грузия была моей республикой тоже, частью большого СССР и моей жизни».
«Он же памятник!»
Любовь к картине «Мимино» была и по сей день остается такой, что героев несколько раз увековечили в скульптурах. В 2006 году в Москве решался вопрос об установке памятника героям картины — Мимино, Рубику и Волохову, которого исполнил Евгений Леонов. Предполагалось, что композиция будет размещена в районе Чистых прудов, неподалёку от дома, где жил Георгий Данелия. Но идея была отклонена, и в 2011 году бронзовые фигуры персонажей и режиссёра фильма работы Зураба Церетели «переехали» в Тбилиси.
В 2011 году памятник героям фильма и режиссёру был установлен в Дилижане. Фигуры Валико, Рубика и Волохова изваял скульптор Армен Варданян. В 2019 году памятник Валико Мизандари работы скульптора Сергея Возисова был открыт в Минском парке Дружбы народов. А в городе Телави, на месте аэродрома, где снимался ряд эпизодов картины, в 2016 году открылся аэропорт, получивший название «Мимино».