Фильм Алексея Учителя о взаимоотношениях будущего императора Николая II и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской «Матильда», не успев выйти на экраны, стал одной из самых скандальных премьер года. Возникший в стране резонанс достиг страниц авторитетных англоязычных СМИ, — BBC News и The New York Times — у которых сложился свой взгляд на культурные процессы в российском обществе.
Под прицелом иностранных СМИ
Как пишет журналист The New York Times Нил Макфаркуар, одного трейлера ленты оказалось достаточно, «чтобы вызвать взрыв общественного негодования в российской войне за культурные ценности». В своей статье он называет героев развернувшейся в обществе «драмы» едва ли не такими же колоритными, как сами персонажи фильма. Макфаркуар развёл по разные стороны баррикад «сторонников президента Владимира Путина с его самопровозглашённой ролью защитника традиционных православных ценностей» и «творческое сообщество, намеренное дать отпор любому намёку на цензуру в советском стиле».
В BBC News тоже попытались разобраться в скандале вокруг ещё не вышедшего фильма. «Поскольку Николай II в 2000 году был причислен к лику святых, — поясняет корреспондент Сара Рэйнсфорд, — протестующие заявляют, что раскрытие его личной жизни — это богохульство». Далее в статье приводятся слова Натальи Поклонской: «Святых задевать нельзя. И секс с ними показывать нельзя, потому что это будет ущемлять интересы верующих».
С Натальей Поклонской, возглавляющей «кампанию протеста» против «Матильды», Запад уже знаком. Кстати сказать, на Востоке имя Поклонской теперь тоже на слуху: китайцев, например, возмутил её недавний пост в LiveJournal, где экс-прокурор ставит Мао Цзэдуна в один ряд с Адольфом Гитлером, называя их «извергами двадцатого столетия».
Западные читатели на страницах The New York Times познакомились с результатами экспертизы сценария, которая была инициирована Поклонской. Однако из 40 страниц вынесенного заключения журналисты сделали акцент всего на трёх моментах:
— Кшесинская была слишком некрасива, чтобы привлечь внимание великого князя. («Тот факт, что Михалина Ольшанская, играющая Кшесинскую, обладает „удовлетворительными внешними данными“, ничего не меняет», — подчёркивает Макфаркуар).
— Любовная связь балерины и наследника престола — не более, чем «миф». («Задокументированный в хранящихся в государственных архивах личных письмах», — парирует журналист).
— Немецкий актёр Ларс Айдингер, исполнитель роли императора, — «порнозвезда». («Появился обнажённым в недавнем фильме Питера Гринуэя», — говорится в статье).
Градус повышается
Англоязычная пресса рассматривает полемику вокруг «Матильды» как очередной «случай давления православных верующих на искусство». Проблема в том, что с каждым разом «тенденция усиливается», вызывая всё более плотную волну общественного недовольства. По статьям западных журналистов легко проследить хронологию её развития. Вот панк-рокерский протест Pussy Riot, а вот новосибирская постановка оперы «Тангейзер». Здесь же «любитель русской культуры» из Москвы, поливающий стены выставки американского фотографа Джока Стёрджеса мочой. Далее — запрещённый в Омске мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда». И, наконец, «Матильда».
В статье сообщается, что 20 тысяч человек обратились в Общественный совет при Министерстве культуры России с требованиями запретить показ фильма. Бюджет картины Учителя составляет $25 млн, и люди «негодуют, что треть денег вложило государство», — отмечает Макфаркуар. «Наиболее радикально настроенные» решили перейти к «прямому воздействию» и «пригрозили сжечь кинотеатры», которые рискнут поставить «Матильду» в прокат (при этом организация «Христианское Государство — Святая Русь» заявила BBC News, что их письмо не содержало «угрозы нападения на кинотеатры, хотя, конечно, его можно толковать именно так»).
Благодаря публикациям того же Макфаркуара американцам известна реакция представителей РПЦ на скандал вокруг фильма. Журналист пишет, что митрополит Иларион (Алфеев), занимающий должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, назвал ленту «апофеозом пошлости». При этом священнослужитель «допустил, что любовная история имела место, хотя и списал её на юношеское увлечение».
Что касается творческой части российского общества, то она, как констатирует The New York Times, всерьёз обеспокоена перспективой «снова пережить цензуру советского времени», которая «калечила судьбы художников, препятствуя развитию искусства».
Премьера фильма Алексея Учителя должна состояться в октябре, и пока неясно, чем закончится эта история. На данном же этапе «Матильда», делает вывод BBC, становится «проверкой того, где пролегают пределы дозволенного в российском искусстве».
Смотрите также:
- Учитель заявил, что против «Матильды» выступали «липовые» общественники →
- Мединский прокомментировал ситуацию вокруг фильма «Матильда» →
- Создатели «Матильды» ответили на критику РПЦ →