«Горький fest 2020» — первый в России (и, кажется, в мире) кинофестиваль, который решился выйти в оффлайн после снятия режима самоизоляции. Даже организаторы фестиваля — президент Михаил Пореченков, генпродюсер Оксана Михеева и глава Нижегородской области Глеб Никитин — называют принятое ими решение о его проведении смелым. Конечно, ограничений множество — маски, перчатки, санитайзеры вручают всем гостям и участникам, зрителей от красной дорожки отодвинули на достаточно большое расстояние (год назад, например, они стояли вплотную), да и показы проходят не столько и не только в привычном Нижегородском театре драмы, а на открытых пространствах — как в автокинотеатрах, только без машин.
Театр драмы остался для конкурсных фильмов. Их в этом году на «Горький fest» немного —22; в 2019-м было 37. «Этот год для фестиваля выдался не легче, чем для остального мира, — признается программный директор Никита Карцев. — Когда больницы переполнены и стоит на паузе вся мировая экономика, последнее, о чем хочется думать, — принципы отбора и концептуальность высказывания».
Впрочем, разнообразие форматов и жанров в конкурсе этого года были сохранены в неприкосновенности. Конкурсная программа не просто так называется «Встряска» — в ней трехминутное авторское видео может соседствовать с полнометражным фильмом, а документальное кино на равных соревноваться с игровым.
«Это утопическая идея оторваться на миг от иерархий, чтобы разглядеть в бушующем потоке то немногое, что имеет значение», — считает Карцев.
Собственно, уже первый день конкурсных показов обозначил разнообразие главной программы «Горький fest» в полной мере. Было показано пять фильмов — очень разных по продолжительности, жанру и месту действия.
Лента «Это не может вам понравиться» студентки ВГИК Софьи Богдановой — трехминутная попытка актера (Всеволод Булавкин) объяснить зрителю нечто с помощью различных образов, в основном анимационных (Богданова учится на режиссера анимации). Эта зарисовка — экранизация, воспроизведение на экране верлибра поэта Данилы Давыдова.
Режиссер 7-минутной зарисовки «Трали-вали огурцы» Наталья Антипова тоже училась во ВГИК на постановщика анимационных фильмов (и сейчас преподает в Ростовском филиале института). Но «Огурцы…» — это документальное кино: двое стариков (Анатолий и Ольга Галицковы) пытаются засолить эти овощи в соответствие с рецептом — получается не сразу, но всё же получается.
«Альфаромео» Радика Рахимова из Московской школы кино — фильм то ли документальный, то ли художественный. Он не про продукцию итальянского автопрома, хотя машина (праворульная) у главного героя имеется; просто этот герой — типичный альфа-самец, уверенный в том, что только он дает женщине то, что ей нужно, не принимает отказа и думает исключительно матом. Вслух и в переписке этот Ромео, впрочем, достаточно сдержан, но его одержимость бывшей возлюбленной всё равно пугает — и на этом фоне развивается недолгая (картина продолжается полчаса) история о давнем знакомстве, расставании и попытке восстановить былые отношения, которые, правда, восстановить уже невозможно.
Проект «Ждать солнца» уроженца Владивостока Георгия Губко тоже документальный: это пять историй, который произошли за одну ночь в городе у моря. Актеры в его фильме играют самих себя, но жизнь у них достаточно бурная и явно выходящая за рамки 9-минутной ленты.
Пятая картина сегодняшнего конкурсного показа «Багатель» полностью оправдывает свое название. Багатель в музыке — небольшая пьеса для фортепиано; в переводе с французского — безделушка. Эта 30-минутная картина по замыслу автора — живущего в США уроженца Нижнего Новгорода Даниила Левина — вольная экранизация рассказа Чехова «Ионыч». Виолончелистка Наталия Павловна (эту роль исполняет Евгения Крегжде, игравшая в «Географ глобус пропил») колесит по глубинной Америке где-то в Техасе в составе струнного квартета. Из четверых лишь одна скрипачка знает английский, она и договаривается о концертах — они проходят в местных церквях и других малоприспособленных помещениях. Попытка Натальи вырваться из порочного круга разваливающейся на ходу машины, грязных мотелей и приставаний коллеги-музыканта заканчивается необходимостью сделать окончательный выбор — музыка или свобода.