Видели смерть, но не разучились смеяться. Советские режиссеры-фронтовики

Станислав Ростоцкий, Владимир Басов, Сергей Колосов, Юрий Озеров, Григорий Чухрай, Александр Алов, Леонид Гайдай. © / Коллаж АиФ

В советской литературе было понятие «лейтенантской прозы». К ней относили произведения о Великой Отечественной войне, написанные писателями-фронтовиками, теми, кто знал войну «изнутри». Подобное явление имелось и в советском кинематографе. Среди тех, кому довелось пройти дорогами войны, было много популярных актеров — Юрий Никулин, Зиновий Гердт, Алексей Смирнов, Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Юматов, Павел Луспекаев и многие, многие другие. При этом они снимались не только в военных фильмах, а своё право играть в драме тому же Никулину пришлось доказывать — поначалу его воспринимали исключительно как циркача и комедианта.

   
   

Но были в советском кино и настоящие «лейтенанты» — режиссеры, которые прошли войну, имели боевые награды и ранения. Среди них тоже были те, кто военные фильмы не снимал, но пережитый ими опыт всё равно давал о себе знать даже в комедиях.

Владимир Басов

Басов родился в 1923 году. В 1941-м, после школы, собирался поступать во ВГИК, но вместо этого отправился на фронт. Поначалу был лейтенантом интендантской службы, заведовал тылом своего подразделения; потом был командиром батареи минометов и командиром штурмовой группы. Войну Басов закончил в звании капитана, но к мечте о кино вернулся лишь в 1947-м, когда демобилизовался и всё-таки стал студентом ВГИКа.

Зрители хорошо знали Басова-актера — он охотно снимался у коллег в небольших ролях, сыграл Дуремара в «Приключениях Буратино», волка в сказке «Про Красную Шапочку», Стампа в «Приключениях Электроника». Но и сам снимал много, а в числе его режиссерских работ была «Тишина» по роману Юрия Бондарева, «Щит и меч» про военных разведчиков и «Дни Турбиных» по Булгакову.

Сергей Колосов

Колосов провоевал семь лет — с Финской войны до демобилизации в 1946 году. И хотя он был старше Басова, но в ГИТИС поступил на год позже — в 1948-м; поначалу вроде бы собирался идти по театральной стезе — он и диплом защитил, поставив спектакль в театре Советской армии, и потом устроился режиссером в Театре Сатиры. Но в итоге Колосов всё равно ушел в кино, дебютировав там драмой «Солдатское сердце» о современной на то время службе в армии. В его фильмографии были очень разные картины: экранизация Шекспира «Укрощение строптивой», драма о партизанах Брянщины «Вызываем огонь на себя», лента об операции советской контрразведки «Операция „Трест“», историческая драма «Свеаборг».

Станислав Ростоцкий

На войну Ростоцкий мог и не попасть — у него была болезнь позвоночника. Но он всё-таки был призван и отслужил рядовым два года, с 1942-го про 1944-й, когда во время одного из сражений его переехал танк. В живых он остался чудом, долго лечился, ему ампутировали ногу, он стал инвалидом второй группы. После выписки из госпиталей сразу поступил во ВГИК, как и планировал до войны, учился у Григория Козинцева. У Ростоцкого невероятная фильмография — почти каждая его режиссерская работа становилась событием. Он снял «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Герой нашего времени», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо». И, разумеется, «А зори здесь тихие» — вызывающую спазмы в горле драму о том, как пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной остановили немецких диверсантов. Эту картину Ростоцкий посвятил медсестре, которая после того тяжелого ранения дотащила его до госпиталя и фактически спасла ему жизнь.

   
   

Юрий Озеров

Озеров тоже прослужил много — его призвали в армию в 1939-м, а демобилизовался он в 1945-м. Прошел всю войну от Москвы до Кёнигсберга и встретил победу в звании майора. После войны восстановился в ГИТИСе, затем перевелся во ВГИК; Озеров долго не мог найти собственное место в советском кино, но в конце 1960-х снял эпопею «Освобождение» — пять фильмов о том, как советские войска гнали фашистов на запад. Продолжение этой эпопеи стало делом жизни Озерова-режиссера — он снял многосерийные фильмы «Солдаты свободы» (про освобождение стран Восточной Европы), «Битва за Москву» и «Сталинград». Уже в постсоветское время Озеров перемонтировал свои картины в более подходящий для телевидения формат.

Григорий Чухрай

Чухрай тоже был призван в РККА в 1939-м, и на Великой Отечественной воевал с первого дня. Он несколько раз был ранен, Победу встретил в госпитале после очередного ранения. Окончил ВГИК, где учился у Сергея Юткевича и Михаила Ромма, а в кино дебютировал фильмом о Гражданской войне «Сорок первый». Вскоре Чухрай выпустил свой самый известный фильм о войне — «Балладу о солдате», которая была показана на многих зарубежных фестивалях и получила огромное количество престижных наград. Среди других работ Чухрая фильмы «Чистое небо» о проблеме тех, кто побывал в немецком плену, и «Трясина», которую не сразу выпустили на экран из-за цензурных ограничений.

Александр Алов

Алов был призван в армии в 1941 году, после окончания школы; он воевал под Москвой, Сталинградом и Курском, дошел до Вены. После демобилизации учился во ВГИКе, а после выпуска работал в тандеме с другим режиссером — Владимиром Наумовым. Вместе они сняли фильмы «Павел Корчагин» с молодым Василием Лановым, «Мир входящему» про самый конец Великой Отечественной, «Бег» по Булгакову и «Тегеран-43» про встречу лидеров трех держав-союзников в разгар Второй мировой в Иране.

Леонид Гайдай

Самый известный советский комедиограф был призван в РККА в июне 1941 года; в марте 1943-го он был тяжело ранен — подорвался на противопехотной мине, сильно повредил ногу и был комиссован по инвалидности. Начинал он как актер — окончил театральную студию в родном Иркутске, служил там же в театре и лишь потом поехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК и стать режиссером. Его карьера начиналась неровно, но после выхода двух короткометражек с участием комического трио Трус-Балбес-Бывалый Гайдай нащупал свой стиль, который и сделал его натуральным хитмейкером — «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» — эти картины до сих пор смотрят с удовольствием. Про войну Гайдай не снимал, но в той же «Бриллиантовой руке» главный герой, старший экономист в «Гипрорыбе» Семен Семенович Горбунков про ту трагедию вспоминает: «С войны не держал боевого оружия». В том кадре, кстати, были сразу два актера-фронтовика — Никулин и сыгравший милиционера Владимир Гуляев.