На телеканале «Россия-1» начинается показ многосерийного детективного фильма «Мур-Мур» — рассказа о девушках, которые работают в уголовном розыске и храбро противостоят безжалостным бандитам.
О чем этот сериал?
Сентябрь 1944 года. Комиссованный по ранению офицер Семен Марков (Владимир Яглыч) выходит на остановке из поезда, чтобы купить сигарет и еды, но попадает в самое пекло операции, которую проводят сотрудники уголовного розыска недавно освобожденного города Муранска. Марков оказывается под подозрением: его документы уехали вместе с поездом, так что ночь он проводит в камере предварительного заключения рядом с настоящим вором по кличке Борзый (Денис Козинец).
Уголовный розыск в Муранске необычный: его возглавляет капитан милиции Марьяна Рацкевич (Светлана Иванова), а её подчиненные — молодые девушки Саша (Анастасия Обжигина), Агата (Алёна Кучкова) и Оксана (Анна Зайкова), которые начали бороться с преступностью после ухода немцев. В отделении ещё служит пожилой старшина Васильич (Юрий Ицков), но он завхоз и больше по хозяйству.
В это же время в город возвращается вор-рецидивист Юза (Марат Башаров), который готовит большое дело. Для этого ему нужно вытащить из отдела милиции Борзого и обзавестись оружием. А недалеко от Муранска в болоте найден труп неизвестного с лагерной наколкой. Но на помощь Марьяне и её подчиненным приходит Марков, которому после демобилизации ехать некуда: он раньше служил в московском МУРе, но готов послужить родине и в МУРе мурманском.
По следам «Эры милосердия»
Исторические детективные сериалы редко бывают очень удачными, особенно если дело происходит во времена совсем древние. Слишком много условностей в кадре, слишком много стереотипных и уже набивших оскомину элементов в сценарии. В «Мур-Муре» всё это тоже присутствует. Например, почти обязательная банда отморозков, которые привыкли решать собственные проблемы выстрелом в упор и на милицию в целом плюют, как и на социалистическую законность. Повелось это ещё с сериала «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Там действие происходило вскоре после Великой Отечественной войны, но суть от этого осталась неизменной: милиционеры противостоят бандитам, которые умны, хитры и безжалостны.
Правда, у фильма Говорухина была очень качественная литературная основа: книга братьев Вайнеров «Эра милосердия», экранизированная хоть и не в лоб, но близко к первоисточнику. Были там и сильные актерские работы Владимира Высоцкого, Владимира Конкина, Армена Джигарханяна и многих других звезд советского кино. Но попытки повторить формулу «Места встречи...» уже в наше время редко оказывались успешными. «Черные кошки» с Игорем Петренко пытались рассказать подлинную историю банды из картины Говорухина, «Ленинград-46» с Сергеем Гармашом переносил действие в послевоенный Ленинград, а недавний сериал «За час до рассвета» с Константином Хабенским вообще копировал сюжетную завязку «Места встречи...», хотя и добавлял в неё новые элементы.
Фактически авторам «Мур-Мура» нужно было придумать особенный ход, которого ещё ни у кого не было. Этим ходом и стал чисто женский уголовный розыск небольшого городка. Конечно, уже в первой серии в женский коллектив влился заезжий офицер, но этот сюжетный рояль, пожалуй, даже оправдан, ведь Марков не только помогает девушкам в их непростой работе, но и отвечает за любовную линию, которая намечается в сериале чуть ли не сразу. Для многосерийных фильмов это важная составляющая, позволяющая удержать внимание зрителей.
В принципе, «Мур-Мур» получился даже любопытным. Несмотря на несколько штампов, без которых подобные исторические детективы, видимо, снять невозможно, детективная составляющая сериала закручена серьезно, а казусы, которые происходят с молодыми девушками на службе в милиции, позволяют немного сбить пафос происходящего, что идет фильму только на пользу.
«Мур-Мур» выходит на «России 1» с 26 апреля.