В гриппе и вокруг него. Как Канны приняли фильм Кирилла Серебренникова?

© / «Петровы в гриппе» / Кадр из фильма

В основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля показали фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Ожидается, что премьера в российских кинотеатрах пройдет 9 сентября 2021 года.

   
   

Мировая премьера картины только состоялась на Каннском кинофестивале, и уже более 15 стран выкупили права на ее показ, сообщает пресс-служба компании-прокатчика Sony Pictures. «Петровых в гриппе» представят в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Франции, Греции, Италии, Португалии, Польше, Чешской Республике, Словакии, Израиле, Турции, Мексике, Индонезии, а также в странах Балтии и бывшей Югославии.

Показ фильма Кирилла Серебренникова стал одним из наиболее посещаемых на Каннском кинофестивале. Проект представили актеры Юрий Колокольников, Юрий Борисов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Иван Дорн и продюсер Илья Стюарт. Режиссер Серебренников не смог лично присутствовать на церемонии из-за запрета на выезд из России, поэтому он обратился к зрителям по видеотрансляции в прямом эфире: «Спасибо большое всем зрителям, которые нас сегодня первый раз увидели. Всех вас люблю. Да здравствует XXI век, который позволяет нам, несмотря ни на что, быть вместе». После финальных титров зрители зала «Люмьер» Дворца фестивалей и конгрессов, посмотревшие «Петровых в гриппе», долго аплодировали.

«Это попытка выразить нашу Родину через эмпатию и рассказать про свое детство, про страхи, про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту. Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви. Я не собирался снимать это кино, оно как-то само ко мне пришло, поработило, и с большим удовольствием я отдался этому плену. Оно было в достаточно тяжелый момент моей жизни и главной отдушиной, и главной радостью, и, может быть, даже в чем-то спасительным кругом. Поэтому оно абсолютно искреннее и честное», — еще до кинофестиваля рассказывал Кирилл Серебренников.

Фильм «Петровы в гриппе» является экранизацией романа писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», вышедшего в 2016 году. Он рассказывает историю обычной семьи, все представители которой заболевают и перестают отличать реальность от иллюзии, будто попадая в сюрреалистичное пространство.

В недавнем интервью для Variety Серебренников поделился своими мыслями: «Я начал читать [роман, на котором основан фильм] и размышлять, как взять эту очень сложную русскую современную литературу и превратить ее в кино. В процессе работы я влюбился в эту историю, потому что многое в ней показалось мне очень личным. И, когда я закончил сценарий, мне не хотелось отдавать его кому-то еще. С моей точки зрения, это очень русский фильм, очень личный фильм о наших страхах: советских и постсоветских страхах, и о людях, у которых было одно и то же детство. Но [Каннский] выбор нашего фильма для конкурса показывает, что люди из разных культур и с разным опытом имеют что-то общее и могут испытывать одни и те же страхи, одни и те же чувства по поводу одиночества, по поводу связи с чем-то невероятным, страшным и странным».

Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

АиФ.ru собрал отзывы зарубежных кинокритиков и простых зрителей, которым удалось увидеть премьеру фильма.

   
   

Eugénie Malinjod, Festival de Cannes

«Написанный как симфония фильм „Петровы в гриппе“ вовлекает нас в вихрь безумия с помощью сюжетных повторов, рассматриваемых через призму болезни, точно так же, как и то, что происходит в сознании больного гриппом героя. В небывалом стилистическом хаосе длинные последовательные кадры переносят персонажей из одного места в другое, из одной эпохи в другую и переплетают воспоминания о советском периоде с восприятием современной России. В этой истории, где грипп является симптомом бредовой страны, Кирилл Серебренников рисует мрачный портрет дезориентированного общества, погребенного под развалинами павшей империи».

Guy Lodge, Variety

«Этот сюрреалистический поход по зимнему городскому аду смешивает голоса, жанры и временные рамки с головокружительной самозабвенностью, создавая одновременно сбивающий с толку и захватывающий эффект».

Leslie Felperin, The Hollywood Reporter

«Фильм „Петровы в гриппе“, снятый по мотивам романа Алексея Сальникова „Петровы в гриппе и вокруг него“, — это галлюцинаторная, серьезно сбивающая с толку, но искусно выполненная гипнотическая работа, которая течет назад и вперед по временным периодам, частям города Екатеринбурга и воспоминаниям его героев, часто в пространстве буквально одного кадра. <...> „Петровы в гриппе“ — это, безусловно, неортодоксальный с точки зрения техники и эстетической смелости фильм».

Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Ben Croll, The Wrap

«„Петровы в гриппе“ — это внушительное произведение кинематографа. Это также упражнение в стиле, который использует собственную виртуозную технику в качестве тупого предмета для удара по аудитории. Грубый тур по постсоветскому сердцу тьмы, фильм „Петровы в гриппе“ практически заставляет зрителя смотреть его, прекрасно понимая, что на экране представлена настолько мастерски снятая кинокартина, что от нее невозможно отвести взгляд».

Gabriele Niola, Screen Daily

«Какое кино у Серебренникова! „Петровы в гриппе“ — это бред гриппа, в котором лихорадка, будто ЛСД, заставляет путешествовать во времени после одной таблетки аспирина и делает невозможные вещи в хаотическом мире, всегда рядом с обнаженными телами, желаниями и гневом».

Philou

«Многословный первый час, который оставляет в стороне, и финал в полутонах, который только завершает перекрестные рассказы персонажей. Несомненно, это был уникальный киноопыт».

Victoire

«Это было чересчур странно, но странно круто».