12 октября 1957 г. на экраны вышел фильм режиссёра Михаила Калатозова «Летят журавли». На родине он получил страшную критику в прессе. А в Каннах — «золотую пальмовую ветвь».
Читайте также: «Летят журавли». История невыдуманной любви
Мост-рекордсмен
Москва в фильме «Летят журавли» показана очень разная — светлая перед Великой Отечественной, на грани отчаяния во время войны, наполненная одновременно радостью и болью потерь после Победы.
Всю ночь напролёт 22 июня 1941 г. гуляют главные герои Борис Бороздин (Алексей Баталов) и его невеста Вероника (Татьяна Самойлова). В кадре предстаёт Крымский мост (1). Эта знаменитая сцена попала во все афиши и видовые открытки картины «Летят журавли». Место выбрано неслучайно — это один из символов Москвы, ярких образчиков предвоенной архитектуры, чудо инженерной мысли своего времени. Открытый весной 1938 г., Крымский мост вошёл в первую шестёрку мостов Европы по длине речного пролёта — 168 м. Название мосту, кстати, дано неслучайно — на этом месте был древний Крымский брод, через него крымские татары переправлялись при набегах на Москву.
Потом герои на рассвете гуляют по Красной площади (2). Над ними пролетает клин журавлей. Слышно, как часы на Спасской башне бьют 4 часа утра. Вековые стены Кремля, спокойствие, рассвет... А утром Вероника и Борис узнают, что началась война.
Борис решает уйти на войну. Нам показывают опорный пункт, где собираются добровольцы. Сцена снималась у московской школы в Армянском переулке, д. 4 (3). Как это ни удивительно, но и в реальности у средней школы № 644 в июне 1941 г. формировался истребительный батальон Куйбышевского района. Сегодня на здании висит мемориальная доска в память о тех страшных событиях начала войны. Здание этой школы в Армянском переулке стоит на месте храма Николы Чудотворца. Церковь снесли — в 1930‑е гг. была целая программа «На месте очага дурмана выстроим храм науки».
Дальше мы видим противотанковые ежи на Болотной площади (4). Нам показывают Спиридоньевский переулок и окна первых этажей — витрины магазинов заложены мешками с песком, чтобы уберечь стёкла от бомбёжек. Всё мрачное, серое.
Читайте также: Лиричный город периода оттепели. Где снимали фильм «Я шагаю по Москве»
Урал в... Москве
Трагическая яркая сцена: Вероника слышит сигнал пожарной машины и, взволнованная, бежит домой, но вместо квартиры и своих родных в ней она видит зияющую пустоту — в дом попала бомба. Героиня поднимается по лестнице и видит часы, болтающиеся практически в воздухе. Снимали эпизод на Смоленской улице (5). Калатозов рассказывал, что для этой большой сцены на «Мосфильме» хотели выстроить декорацию, но посчитали, что она обойдётся в сумасшедшую сумму — 35 тыс. руб. В бюджет это не вписывалось никак. Поэтому кинематографисты договорились с Мосгорисполкомом, и чиновники дали под съёмки здание под снос. В итоге сцена получилась в естественных декорациях. На заднем плане — старая застройка Смоленской улицы. Сегодня же на месте «Вероникиного дома» стоит огромный угловой дом со знаменитым магазином «Руслан» внизу на Смоленской-Сенной площади, д. 27-29/1.
По сюжету героиня Татьяны Самойловой уезжает в эвакуацию на Урал. Однако многие эпизоды снимались также в Москве. В кадре Андроньевская набережная и очень узнаваемый Андроников виадук через Яузу (6). Это красивый железнодорожный мост между станциями Москва-пассажирская-Курская и Серп и Молот. Мост был возведён в 1865 г. по проекту инженеров Колоколова и Терёхина и архитектора Надежина.
Финал фильма — Победа. Вероника приходит на Белорусский вокзал (площадь Тверская Застава, д. 7) (7). Не найдя Бориса, она начинает раздавать цветы окружающим. И вновь в этой сцене воспроизводятся реальные моменты 1945 г., когда вся Москва приходила на Белорусский вокзал — туда ежедневно прибывало огромное количество поездов с военными, возвращающимися после войны. В 1957 г. фильм «Летят журавли» посмотрели 30 млн зрителей. Но советские газеты разнесли ленту в пух и прах. Впрочем, и у пьесы «Вечно живые», по которой она была снята, судьба была сложная: знаменитый драматург Виктор Розов написал её ещё в 1944 г., но по идеологическим причинам пьесу не публиковали. История о девушке, которая, не выдержав жизненных испытаний, вышла замуж за брата своего погибшего на фронте жениха, выглядела вовсе не духоподъёмной. Но режиссёра Михаила Калатозова эта история тронула за живое. И он попросил Розова написать сценарий.
А вот на Западе картину ждали триумф и главная награда Каннского кинофестиваля. И по сей день «Летят журавли» остаётся единственным советским полнометражным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь». О победе фильма в Каннах советская пресса написала более чем сдержанно — в заметке не было ни фотографий, ни упоминания имени режиссёра. Не менее громкий успех ждал ленту на фестивалях в ГДР, Польше, Чехословакии.
«Конечно же, моя любимая роль — Вероника в картине «Летят журавли» Калатозова, — рассказывала незадолго до смерти в интервью «АиФ» исполнительница роли Вероники Татьяна Самойлова. — Я вложила в неё все свои эмоции, всю энергию. Обидно: Хрущёв назвал мою героиню шлюхой. Но у зрителя успех был ошеломительным! Решено было отправить картину на 11-й Международный кинофестиваль в Канны. Там я познакомилась с Пабло Пикассо. Он произвёл на меня странное впечатление. Дымил безумно. Пикассо написал мой портрет. Но мне не подарил, оставил себе на память.
А потом был кинофестиваль в Париже. Все думали, что премию отдадут обиженной Софи Лорен за картину «Любовь под вязами»... Каннский фестиваль её не наградил — первенство безоговорочно отдали мне. Но... В Париже я тоже стала лауреатом! В королевском дворе были высажены мандариновое и апельсиновое деревья с табличкой с моим именем. Плоды с них мне присылали из Франции каждый год. После Парижа меня пригласили сниматься в США в «Анне Карениной» вместе с Жераром Филипом! Но наша «верхушка» была категорически против: «Какая Америка?! Вы советское достояние».