«Темные очки» — ужастик для тех, кто не любит хорроры

© / «Темные очки» / Кадр из фильма

За 55 лет творчества Дарио Ардженто стал законодателем жанра итальянских фильмов ужасов. Более того, режиссеры со всего мира, снимающие хорроры, цитируют Ардженто.

   
   

В «Темных очках» мы наблюдаем классический триллер в декорациях современного Рима. Однако уже в первых кадрах режиссер обманывает зрителя: фильм открывает сцена солнечного затмения, люди стоят в темных очках, что напрямую отсылает к названию. Вот только дальше рассказ идет совсем не про луну, которая закрыла солнце, а про молодую женщину Диану, которую преследует маньяк. Из-за аварии героиня теряет зрение и вынуждена скрываться от своего врага, не видя его. Слепы и зрители, вплоть до кульминации мы так и не видим лицо убийцы.

Что касается самого затмения — это скорее символ усиления инстинктов и чувств. Ученые доказали, что это природное явление обостряет психические заболевания. Так, в фильме затмение становится отправной точкой сюжета, им объясняется все то, что произойдет дальше.

В творчестве режиссера есть определенный стиль, которому он остался верен и сейчас: в центре картины почти Хичкоковская (не)блондинка, эволюционирующие герои. Зритель подселяется к персонажам (например, когда Диана прыскает в лицо героя из баллончика, жидкость распыляется прямо на камеру, кажется, что это в наши глаза попала перцовая смесь). При этом режиссер не использует классический прием жанра джалло — убийство глазами зрителя. Фигура маньяка все так же затуманена.

Кадр из фильма «Темные очки»

Особое внимание Ардженто уделяет музыке. Кто-то назовет электронный трек слишком старомодным и отвлекающим, но это не так. Музыка настолько органично вписывается в сюжет, что порой пугает сильнее, чем сама картинка.

После премьеры зрители разделились на две группы. Первая считает, что это абсолютно новое видение хоррора. Вроде бы на экране представлены классические приемы, иногда даже вопиюще глупые, но они так точно обыграны, что не вызывают отвращения. Вторая группа уверена в том, что Ардженто всего лишь перебирает старые идеи и не привносит в кинематограф ничего нового.

Несмотря на то, что Ардженто оперирует классическими приемами, «Темные очки» — это тот фильм, который будут цитировать в будущем.