Кинематограф с самого начала разделяется на художественный и документальный. Первый отличают придуманные сюжеты, второй старательно фиксирует настоящую жизнь. Но на стыке этих двух направлений появляются любопытные жанры. Например, докудрамы, которые скрупулезно восстанавливают реальные события художественными методами, или мокьюментари, в которых игровой сюжет замаскирован под документалистику. Правда, куда чаще кинематографисты используют реальные события как основу для сценария — ведь в жизни случаются такие чудеса, которые выдумать сложно, если не невозможно. Но при этом то, что произошло в действительности, обычно так хорошо, что выглядит полной выдумкой. Но это не так, особенно в сериалах, хронометраж которых требует дополнительных подробностей, которые приходится выдумывать.
«Оранжевый — хит сезона»
Сериал о женской тюрьме действительно стал хитом — и не одного сезона. Его не раз продлевали, сейчас в нем запланировано семь сезонов, из которых вышло шесть (шестой — летом 2018 года). А началось все с книги, написанной Пайпер Керман; когда-то эта женщина (героиню сериала зовут иначе — Пайпер Чапман, а играет ее Тэйлор Шиллинг) совершила преступление, но сумела избежать правосудия. Она отошла от незаконной деятельности, вела спокойную жизнь и собиралась замуж, но через десять лет полиция все же раскрыла ее участие в контрабанде наркотиков — и Пайпер отправилась в тюрьму. Конечно, срок заключения был не слишком большой — тринадцать месяцев, но опубликованные после освобождения мемуары стали бестселлером, Кроме того, в сериале есть и отношения с семьей и женихом, воссоединение женщины с бывшей возлюбленной (у нее действительно была бурная жизнь) — в общем, все, что нужно современному зрителю от телевидения. Экранизация получилась весьма дотошной, но определенные вольности сценаристы все же допускают, иначе зрители заскучали бы уже на второй серии первого сезона.
«Клиника»
Наглядный пример того, что получается, когда медицинский процедурал получает инъекцию юмора, появился потому, что его создатель, сценарист, режиссер и продюсер Билл Лоуренс умел слушать. Байки из больницы ему рассказал один из приятелей — начинающий врач, но неизвестно, использовал их Лоуренс при написании сценария «Клиники» (в оригинале «Scrubs» — многозначное слово, обозначающее и одежду медицинского персонала, и неудачников). Конечно, значительный вклад в успех сериала внесли актеры (Зак Брафф, Сара Чок, Дональд Фэйсон, Джон МакГинли и многие другие) — когда после восьмого сезона актерский ансамбль рассыпался, сериал, можно сказать, закончился; фанаты, например, девятый сезон очень не любят. Любопытно, что история о неопытных и пугливых молодых врачах-стажерах оказалась подходящей не только к американским реалиям — в России несколько лет выходили «Интерны», где, правда, ведущая роль досталась их наставнику доктору Быкову (Иван Охлобыстин).
«Блеск»
Российское название этого шоу не содержит никаких намеков на то, что он имеет отношение к реальности. Но в оригинале сериал называется GLOW — Gorgeous Ladies of Wrestling; так называлась компания, которая во второй половине 80-х организовывала очень успешные шоу женского рестлинга. Конечно, сам сериал не является биографией какой-либо исторической личности (если так можно сказать о звездах рестлинга), но атмосферу, в которой создавалась настоящая GLOW, передает неплохо.
«Она же Грэйс»
Этот сериал (в оригинале — «Alias Grace») был снят по одноименному роману канадской писательницы Маргарет Этвуд. Одно из самых известных произведений Этвуд — антиутопия «Рассказ служанки», по которому в 2017-м был снят сериал, завоевавший множество престижных наград. С «Грейс» такого же успеха добиться не получилось, хотя история Грэйс Маркс весьма популярна в Канаде и США. Эта девушка была горничной у богатого фермера; в 1843 году ее работодатель был убит вместе со своей экономкой. В преступлении обвинили Грейс и еще одного слугу, конюха Макдермотта; их признали виновными. Конюх был повешен, а Грейс Маркс приговорена к пожизненному заключению. Она провела в тюрьме почти тридцать лет, была выпущена в 1872 году, а о дальнейшей ее судьбе ничего не известно. В «Она же Грейс» Этвуд (а вслед за ней и авторы сериала) сделали героиню невинной жертвой обстоятельств — вернее, предубеждений того времени.
«Мастера секса»
Несмотря на завлекательное название, речь в сериале кабельного канала Showtime шла о двух ученых — докторе Уильяме Мастерсе и его помощнице Вирджинии Джонсон, — которые, впрочем, действительно изучали секс. Точнее, не сам секс (хотя и его тоже), а «цикл сексуальных реакций человека» — то есть сочетание физиологических и эмоциональных изменений, которые ведут к наступлению оргазма и следуют за ним. Начинали они в 50-60-е годы, работали в Университете Вашингтона в Сент-Луисе; сейчас там открылась персональная звезда на местной Аллее славы. В сериале все, конечно, немного не так, как было на самом деле — но это и понятно. Настоящее научное исследование вещь скучная, даже если она ведется на такую занимательную тему. Поэтому биографии героев изменены, а также добавлены несколько персонажей, которых в реальности не существовало.
Смотрите также:
- Гордость амазонок и феминисток. Что нужно знать о Чудо-женщине →
- Сигурни Уивер появится в новых «Охотниках за привидениями» →
- Двое против НЛО. Какую истину искали Малдер и Скалли →