Некоторые фильмы похожи на театральные бенефисы — как знак признания заслуг задействованных в них актеров и как возможность для них показать грани своего таланта. Выходящая в российский прокат сатирическая комедия «Главная роль» — хороший пример того, как это может быть реализовано.
Миллионер и владелец прибыльной фармацевтической компании Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес) на старости лет задумался о вечном. У него было несколько вариантов, как оставить след в истории — например, построить мост, который назовут его именем. Ну или снять киношедевр — по книге лауреата Нобелевской премии и с участием востребованных режиссера и актеров. Суарес выбрал второй вариант.
Права на экранизацию романа «Соперничество» были куплены (задорого), режиссером согласилась стать экстравагантная Лола Куэвас (Пенелопа Крус), которая позвала на главные роли двух выдающихся актеров — знатока системы Станиславского и театрального педагога Ивана Торреса (Оскар Мартинес) и кинозвезду Феликса Риверо (Антонио Бандерас), который снимается в популярных фильмах.
Собственно, весь фильм состоит из череды эпизодов, в которых Торрес и Риверо под диктаторским руководством Куэвас репетируют различные сцены из будущего шедевра. Сначала без камер, потом и под камеры. Сначала два опытных актера не понимают, зачем их мучает какая-то режиссерка, но потом проникаются её методами. Правда, методы эти оказываются немного жестокими, но обе звезды почти послушно выполняют указания, опасно балансирующие на грани сумасбродства.
«Главная роль» (в оригинале Competencia oficial — «Официальный конкурс») — это совместный проект кинематографистов Испании и Аргентины. Поставили его режиссеры Мариано Кона и Гастона Дюпра, они же написали сценарий, ну а их цель состояла в том, чтобы высмеять процесс кинопроизводства. Но не всякого кино, а именно того, которое предназначено для показов на престижных фестивалях — в Каннах или в Венеции, на крайний случай — в Берлине. В итоге работу Кона и Дюпра включили в основной (или официальный — с таким-то названием) конкурс прошлогоднего Венецианского кинофестиваля, где она принесла Пенелопе Крус Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Потом были и другие фестивальные показы, другие премии и высокая оценка от кинокритиков — которые, правда, отметили, что эта комедия не для всех. В первую очередь она предназначена для тех, кто хоть немного знаком с процессом создания кино.
Сама «Главная роль» — картина совершенно камерная. В ней есть лишь несколько героев второго плана, которым досталось хотя бы по реплике, и огромные пустые пространства, в которых репетирует будущий фильм главная троица и в которых иногда появляются вещи и люди извне. Передовая режиссерка может усадить двух звезд под огромным камнем, символизирующим обстоятельства, которые на них давят. Она же может прямо на их глазах отправить в промышленный измельчитель их же награды с разных Канн. А зашедший посмотреть на творческий процесс миллионер-филантроп неожиданно для себя оказывается свидетелем самой настоящей лесбийской оргии — да ещё и с участием собственной дочери. Всё это плотно увязывается в один огромный узел противоречий и обид, который разрубается одним махом — примерно так, как Александр Великий разрубил знаменитый Гордиев узел.
«Главная роль» в чем-то похожа на танго, которое танцуют сразу трое актеров. По ходу развития сюжета ведущим становится персонажи то Крус, то Бандераса, то Мартинеса. Они, разумеется, справляются с этим относительно легко — Крус и Бандераса представлять не надо, но и Оскар Мартинес, который не так известен у нас, на родине, в Аргентине, очень популярен, много снимается в кино и на телевидении и играет в театрах. И получается танго на троих, странный танец, который показывает неискушенному зрителю тайный процесс создания типичного фестивального кино, в котором принято искать некий глубокий смысл, причем не тот, что закладывали в свою работу создатели.